
Настоятель Павловского собора Гатчины, небольшого города недалеко от Санкт-Петербурга, священник Владимир Славинский был не на шутку огорчён. Дело, которому он отдавал так много времени и сил, об устроении которого так горячо молился Пресвятой Богородице, никак не складывалось. В Гатчине проживало немало тех, кто никак не мог устроиться в жизни: нищих калек, беспризорных сирот, безработных отцов семейств, горьких пьяниц. Вот уже десять лет, с тысяча восемьсот пятьдесят второго года, Славинский служил настоятелем Павловского собора и был хорошо знаком со многими горемыками, нуждающихся в скорой помощи и милосердии. К каждому из них отец Владимир испытывал горячее сочувствие. Неоднократно он помогал в меру своих сил и средств тем, кто испытывал особо горькую нужду, однако этого всякий раз оказывалось недостаточно. Перед праздником Пасхи тысяча восемьсот шестьдесят второго года священник обратился к своим прихожанам с призывом собрать посильные пожертвования в пользу бедных и неимущих Гатчины.
Хотя многие живо откликнулись на просьбу батюшки, собранной суммы хватило лишь на прокормление восьмидесяти нищих и помощь сорока самым бедным семействам. Это было лишь каплей в море: требовались средства гораздо большие. Необходимой суммы у Славинского не было, однако он по-прежнему уповал на Бога. И помощь не замедлила: пришло крупное пожертвование от императрицы Марии Фёдоровны, которое покрыло все самые насущные потребности гатчинских бедняков.
Через четыре года отец Владимир решил создать попечительство для помощи обездоленным при Павловском соборе. В Вербное воскресение, двадцатого марта, батюшка призвал своих прихожан жертвовать средства на создаваемое попечительство. Подписной лист сразу стал заполняться — люди жертвовали по мере своих сил. И после Пасхи, четвёртого апреля тысяча восемьсот шестьдесят шестого года, попечительство начало свою работу. Почти сразу же его участники столкнулись с прежней проблемой: стало очевидно, что количество нуждающихся в помощи слишком велико и всем им помочь нет возможности. Поэтому решили, что необходимо решить хотя бы самые неотложные проблемы. Прежде всего, нашли пристанище для тридцати больных и увечных стариков, затем открыли приют для двадцати пяти сирот и наконец поместили в частной школе десять детей бедных родителей с платой в тридцать рублей за их обучение.
Спустя шесть лет попечительство было преобразовано в «Гатчинское благотворительное общество». По желанию его основателя, священника Владимира Славинского, в уставе общества основными целями указывались призрение немощных бедняков и обучение детей.
Благодаря покровительству Марии Фёдоровны, удалось существенно увеличить размер пожертвований, и вскоре Гатчинское благотворительное общество приобрело двухэтажный дом. После отделки и ремонта в здание был переведён детский приют. Отдельную комнату выделили для проживания трёх немощных старушек, в дальнейшем это послужило основанием женской богадельни.
Через двадцать пять лет после своего основания священником Владимиром Славинским Гатчинское благотворительное общество содержало детский приют, две школы, мужскую и женскую богадельни, кормило в бесплатной столовой около тридцати человек и выделяло ежемесячное пособие нуждающимся от одного до двух рублей. Также несколько сотен малоимущих жителей Гатчины получали денежные пособия к Рождеству и Пасхе — от одного до пяти рублей.
Императрица Мария Фёдоровна продолжала активно участвовать в финансировании благотворительного общества Гатчины. Ежегодно священник Владимир приезжал к августейшей покровительнице и получал от неё не менее пятисот рублей пожертвований.
Протоиерей Владимир Славинский всю жизнь заботился не о себе, а о других, следуя христианской заповеди, прозвучавшей в первом послании апостола Иоанна: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Все выпуски программы Имена милосердия
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!