
Сторож чугунолитейного завода в посёлке Дугна, что в шестидесяти километрах от Калуги, был не на шутку испуган: которую ночь в одном из цехов завода раздавались странные звуки. Кто-то ходил, передвигал мебель и даже зажигал керосиновую лампу! Сторож верить в мистику не хотел. Время было смутное: шёл страшный тысяча девятьсот восемнадцатый год. Все его страхи и сомнения развеял старый рабочий Григорий. На следующий день он подошёл к сторожу и негромко проговорил: «Ты тут это... не удивляйся. Мы в цеху хозяина прячем. Не ровён час, схватят красные Сергей Сергеича — тогда ему точно смерть. Мы от него всегда только добро видели: дочку мою он на свои деньги вылечил. Долг платежом красен. Не дадим в обиду Баранова!» Сторож закивал головой, соглашаясь с доводами Григория.
Сергей Сергеевич Баранов происходил из династии промышленников, вышедших из простого народа и собственным трудом заработавших немалое состояние. Прадед его, Антип Баранов, был крепостным известного заводчика Никиты Демидова, работал на Дугнинском заводе. Здесь же начинали работать мастеровыми три его внука — Сергей, Герасим и Никита, получив, как и их дед и отец, высокую квалификацию в чугунолитейном деле. После отмены крепостного права братья Барановы постепенно становятся крупными промышленниками: кроме Дугнинского, приобретают Ханинский и Богдано-Петровский чугунолитейные заводы. По всей России было известно высокое качество художественного литья, изготовленного на калужских заводах. Достаточно сказать, что именно на Дугненском заводе отлиты барельефные плиты для постамента памятника князю Владимиру, установленного в Киеве.
В традициях семьи Барановых была широкая благотворительная деятельность: братья Сергей, Герасим и Никита жертвуют немалые деньги на строительство женской обители во имя Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение». За счёт Барановых перестроили и отремонтировали Петропавловскую церковь в Дугне, называемую с тех пор в народе «Барановской».
Вышедшие из простых мастеровых, Барановы хорошо понимали нужды своих рабочих. Нередко помогали тем, кто попал в беду или по болезни не мог продолжать трудиться: назначали ему пособие. Ежемесячная помощь оказывалась семьям рабочих, погибших на производстве. Для оказания медицинской помощи работникам и членам их семей промышленники открыли больницу-лечебницу с земским врачом и фельдшером при Ханинском заводе. Чтобы рабочим было где учить своих детей, братья Барановы спонсировали Дугненское двухклассное народное училище и назначали стипендии ученикам из неимущих семей.
Сергей Сергеевич, сын старшего брата Баранова, также уделял много внимания и средств делам милосердия: он был почётным членом губернского попечительства детских приютов, много жертвовал на местные церкви. Сергей Баранов оказался состоятельным владельцем нескольких заводов в самый драматический период нашей истории, когда это было просто опасно. Благодаря защите и помощи своих рабочих Сергей Сергеевич уцелел. После большевицкого переворота и национализации всех предприятий он несколько лет провёл на родном заводе, который уже ему не принадлежал. Никак не мог поверить, что новая власть пришла надолго. В двадцатых годах, когда начался НЭП — новая экономическая политика Советского государства — рабочие уговаривали Сергея Баранова стать управляющим Дугненского завода, но он отказался и вместе с семьёй уехал в Москву — работать на Войковском чугуннолитейном заводе, выпускавшем радиаторы для первых советских автомобилей. В Дугну Барановы больше не вернулись.
Много времени прошло, Дугна сильно изменилась за сто лет. Но по-прежнему помнят жители Дугны купцов Барановых за их доброту и милосердие, а церковь Петра и Павла зовут как и раньше барановской.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..