
В далёком 1987 году, в издательстве с забытым нынче названием «Советский писатель», вышла книга статей известного исследователя творчества Николая Гоголя — Игоря Золотусского под названием «Поэзия прозы». Я помню, какое впечатление она когда-то произвела на нас, студентов-гуманитариев Московского университета. Это был свежий глоток воздуха в разговоре о загадочном писателе-классике; разговор, не скованный, — пусть и затухающей, но всё ещё правящей идеологией всего и вся на российском свете, в том числе и нашего искусства...
Входящей в сборник статье «Гоголь-критик» Золотусский предпослал эпиграф из письма классика о журнале «Современник». И эти гоголевские слова оказались для меня неким «кодом» — к сегодняшнему выпуску «Рифм жизни».
Вот они: «Поэзия есть чистая исповедь души, а не порожденье искусства или хотенья человеческого; поэзия есть правда души...»
А теперь, друзья, я прочитаю вам очень камерное стихотворение — представьте себе! — самого вышеназванного автора многих книг о Гоголе, моего давнего соседа по подмосковному Переделкину: Игоря Золотусского, сложенное им в новом веке, весной 2007-го.
О эти мартовские ночи,
О эти мартовские дни!
Как будто в небе Бог нарочно
Зажёг сигнальные огни.
Куда плывём? Куда летаем?
Зачем пускаемся в полёт?
Хотя почти что с детства знаем,
Что лишь отложен тот отлёт.
Отлёт, в котором нет посадки,
Цветов, и встреч, и рук, и губ.
И чьи мгновения так сладки
Под пенье иерихонских труб.
Игорь Золотусский, «О эти мартовские ночи...», 2007 год. Из трехтомного собрания произведений автора, выпущенного столичным издательством «Московские учебники».
Небольшому собранию стихов Золотусского, написанных им в поздние годы, предшествует очень личная автобиографическая повесть «Нас было трое» — о родителях автора, об отце и маме. «...Приблизившись к возрасту, который обязывает если не к мудрости, то к максимальному доверию сердцу, — пишет Игорь Петрович во вступлении к первому тому своего трёхтомника, — я понял, что правда без милости есть ложь». Конец цитаты.
Я закончу наш выпуск ещё одним лирическим стихотворением Золотусского, и, пользуясь случаем, низко поклонюсь его многолетней работе над осмыслением наследия Гоголя, которого критик бережно приблизил к нам всем, раскрыв в своих книгах самую душу души поэтичнейшего из русских литераторов. ...Старая же сосна, на которую в последней строфе падает солнечный луч, уже добрую сотню лет, всё растёт и растёт рядом с переделкинским домом автора.
Желтизна проступает сквозь зелень,
Скоро осень взойдёт на порог.
Я всё думаю: век мой измерен,
И исход его недалёк.
А в сердце желанья, желанья,
А в сердце мечта и тщета.
Будто нет у любви окончанья,
И не ждёт впереди пустота.
Я жалею, жалею, жалею
Тех, к кому я душою приник.
Кто разделит их век одинокий
Или, может быть, только миг?
Кто прикроет их и согреет,
Кто от слёз, от тоски спасёт?..
А луч солнца всё так же алеет
На сосне, что у дома растёт.
Игорь Золотусский, «Желтизна проступает сквозь зелень...», август 2007 года. Из трехтомного собрания произведений, выпущенного столичным издательством «Московские учебники».
Все выпуски программы Рифмы жизни
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема