Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Христианство обычно ассоциируется с милосердием. Что абсолютно верно, ведь земное служение Христа Спасителя было служением милости, терпения и кротости. Однако все перечисленные добродетели не подразумевали, что Господь Иисус мирился с грехом или воспринимал те или иные пороки в качестве нормы. Вовсе нет. Апостолы, продолжившие служение своего Учителя, умели (подобно Христу) отделять человека от творимого им греха. Об этом, в частности, идет речь в отрывке из 12-й и отчасти 13-й глав второго послания апостола Павла к коринфянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 12.

20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,

21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Глава 13.

В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

Апостол Павел, хотя и не входил в число ни двенадцати, ни семидесяти учеников Спасителя, занял в истории Церкви одно из важнейших мест. Действительно, Павлу (тогда еще именовавшемуся Савлом) не суждено было увидеть Христа во время Его земного служения. Впоследствии будущий апостол и вовсе стал гонителем Церкви. Не потому что являлся грешником, а наоборот. Павел принадлежал к элите иудейской среды, вел эталонный с точки зрения Ветхого Завета образ жизни. Христианство же он считал сектой, досадным отклонением от заветов пророка Моисея.

Гонитель Савл превратился в апостола Павла благодаря мистической встрече со Спасителем по дороге в Дамаск. Бывший фарисей осознал, где находится истина, и отправился проповедовать её многим и многим людям. Однажды промысл Божий направил Павла в город Коринф — крупнейший торговый мегаполис того времени. Здесь жили богатые, пресыщенные люди, полагавшие, что всё на свете продается и покупается. Однако Павел доказал им на собственном примере, что укорененная в учении Спасителя совесть ни деньгам, ни каким-то иным ценностям мира сего не подвластна.

Благодаря проповеди апостола в Коринфе возникла обширная христианская община — настоящая поместная Церковь. Коринфяне сначала с энтузиазмом восприняли Евангелие, но затем начали возвращаться к прежней языческой жизни. Некоторые из них полагали, что смогут избавиться от критики со стороны Павла при помощи обильных пожертвований. Но вот незадача — апостол отказался брать от грешных коринфян для личных нужд что-либо. В прозвучавшем отрывке мы слышали, как проповедник Христов сетует, что христиане Коринфа своим поведением почти уничтожили его репутацию апостола. Он полтора года каждый день учил их жить по-христиански, а они после ухода апостола стали вновь обращаться к прежним порокам. Да еще и попытались откупиться от духовного отца, чтобы тот не обращал внимания на учиненное безобразие.

Апостол Павел в своем стремлении исполнять правду Божию был просто неостановим. Он предупреждает коринфян, что вот он уже дважды вразумлял их через послания. Посылал Павел к ним и своих помощников. А теперь он намеревается прийти в Коринф лично. И если увидит он, что его ученики по-прежнему живут в плену у пороков: в раздорах, зависти, гневе, ссорах, клевете и гордости, — то пусть пеняют на себя. Павел пишет: «пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу». Терпение апостола находилось на пределе, и он готов был отлучить упорствовавших во грехе коринфян от Церкви.

Чему учит нас прозвучавшее послание? Тому, что не нужно стесняться называть вещи своими именами. Людей, безусловно, мы призваны жалеть, относиться к ним с милостью. Но пороки необходимо обличать. Здесь стоит сделать две оговорки. Первая — мотивацией в данном случае должна быть любовь, искреннее желание помочь человеку прийти в себя. Не смирить или унизить, а именно помочь. Вторая оговорка касается формата. И евангельский текст, и послание апостола Павла говорят нам о необходимости сначала поговорить с согрешающим лично, затем при свидетелях, имеющих авторитет. И потом только можно чьи-то поступки обличать публично. Всегда стоит дать человеку не одну, а несколько возможностей измениться. И только если ничего не помогает, применять крайние средства. Но опять же — делать это с осторожностью и мудростью. Как поступал, в частности, апостол Павел.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем