
2 Кор., 183 зач., VII, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С какими словами обратиться к своим близким, если они совершили какой-то скверный поступок? Как заставить их осознать свою неправоту и измениться? Именно об этом тот отрывок из 7-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.
3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.
4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.
5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи.
6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита,
7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.
8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.
9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Ситуация, сложившаяся в коринфской общине, была непростой. Между местными христианами разгорались конфликты, что грозило расколом, да и личная духовная и нравственная жизнь оставляли желать лучшего. Пытаясь исправить положение, Павел сам пришёл в Коринф. Однако здесь он столкнулся с непониманием и жёстким противодействием. Этот визит доставил апостолу многие душевные скорби. Поэтому спустя некоторое время Павел отправляет в Коринф строгое и суровое послание. В ожидании ответа Павел находится где-то в Македонии. О том, что он испытывал во время этого ожидания, мы и узнаём сегодня. Павел говорит, что «плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи». Однако, дождавшись ответа, апостол Павел узнал, что ситуация разрешилась к лучшему. Поэтому он и говорит, что «Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита». Всё это демонстрирует нам исключительно пастырское отношение апостола к своим подопечным.
Мы видим, что в его педагогическом арсенале была не только мягкость, но и строгость. Послание било в самую больную точку коринфян, в их эгоизм и самость. Ведь, как опытный пастырь Павел прекрасно понимал, что некоторые душевные заболевания требуют хирургического вмешательства. Это неприятная процедура, но, если не прибегнуть к ней, желая угодить всем, мир и благополучие будут иллюзорными. В конце концов болезнь проявится с новой силой.
Важно также отметить, что Павел не получал никакого удовольствия от того, что бил в больное место. Для него это крайняя, вынужденная мера. Мы видим, как он переживает и не может найти себе покоя. Он даже сомневается в том, правильно ли он поступил. Не переусердствовал ли. В его поступке не было ни злорадства, ни садистского наслаждения, с которым некоторые критикуют своих ближних, ни превозношения и самодовольной кичливости от осознания, что люди оступились, а ему подвернулся удобный случай продемонстрировать свою праведность и превосходство над ними. Он не хотел выступать в роли гуру-спасателя. Всего этого нет. Мы видим человека, в сердце которого живут снисхождение, милость и любовь. Именно они подталкивают его пойти на крайние меры, ведь все остальные методы оказались неэффективны. Именно поэтому он получает огромное облегчение, когда Тит сообщает ему добрые вести. Он искренне радуется, что коринфяне вняли его словам и, пройдя через бурю возмущения, негодования, ропота и даже злобы, всё-таки одумались, протрезвели и изменили свою жизнь.
Замечательный пример того, как мы могли бы себя вести с теми, кто оступился и на чью жизнь мы можем повлиять. Человек чувствует, с каким расположением сердца мы к нему обращаемся. Если я разговариваю с ним с пьедестала, какие бы ласковые слова я не подбирал, они будут пропитаны самодовольством. Этот дух неизбежно порождает противление. Вроде вежливо со мной поговорили, а на душе гаденько. И напротив, если в нашем сердце нет превозношения, скрытого желания поглубже вогнать человеку шпильку, воспользовавшись его слабостью, наши слова принесут плод. Даже если будет страдать его эгоизм, Бог через нашу искренность, милость и любовь сделает Своё дело. Та печаль, которую переживет человек, послужит ему не в озлобление и не в погибель. Но в итоге приведёт к изменению сердца и спасению души.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема