Сергей Аполлонович Скирмунт считал себя сиротой — его родители умерли, когда он был еще ребенком. Окончив военную гимназию, он поступил в Александровское военное училище. Потом началась служба. Семнадцать лет Скирмунт носил погоны подпоручика и признавался друзьям, что предпочел бы заняться чем-нибудь другим, например, открыть книжный магазин. Но средств на собственное дело у него не было.
Летом 1897 года Сергей Аполлонович получил большое наследство от дальнего родственника. Увидев, насколько бедно живут крестьяне в глубинке, Скирмунт забыл о своих прежних планах. Ему захотелось помочь людям, и вскоре в деревнях помещика Скирмунта закипела совсем другая жизнь.
Позднее он вернулся в Первопрестольную и открыл книжный магазин «Труд», основал издательство. Его цель — печатать и продавать книги по доступной многим цене — воплотилась в жизнь.
Как Сергея Скирмунта называли его друзья и те, кому он помогал?

Летом 1897 года тридцатипятилетний подпоручик Сергей Аполлонович Скирмунт получил письмо. Стоя у окна и надев очки, он перечитал его несколько раз. Но никак не мог поверить своим глазам. В письме сообщалось, что ему необходимо как можно скорее выехать в Крым. Там, в перекопских степях, Скирмунта ожидало... наследство: богатое имение в несколько хуторов, плодородные земли и баснословная по тем временам денежная сумма: два с половиной миллиона рублей! Всё это Сергею Аполлоновичу оставил некий помещик — дальний родственник, который недавно скончался, и о существовании которого Скирмунт даже не подозревал.
Всю жизнь Сергей Аполлонович считал себя сиротой. Родители, обедневшие дворяне, умерли, когда ему было всего несколько лет от роду. Опекуны определили мальчика в военную гимназию. Окончив её, Сергей поступил в Александровское военное училище. А потом началась служба. Семнадцать лет Скирмунт носил погоны подпоручика. Нельзя сказать, что военная карьера его привлекала. Сослуживцы Сергея давно уже были в куда более высоких чинах. А он к повышению по службе словно и не стремился. И, положа руку на сердце, не раз признавался друзьям, что куда охотнее занялся бы чем-нибудь другим. Например, открыл бы книжный магазин. Но это были всего лишь мечты. Средств на то, чтобы организовать собственное дело, у Скирмунта не имелось.
И вот теперь в его руках были бумаги, которые красноречиво свидетельствовали: он, Сергей Аполлонович Скирмунт, вчерашний бедный подпоручик — теперь землевладелец и миллионер! Тут не то, что книжный магазин — целое издательство открыть можно! Эту идею Скирмунт решил обдумать на досуге чуть позже. А пока отправился в Крым — принимать наследство. Приехав на место, новоиспечённый помещик первым делом осмотрел свои владения. Проехался по хуторам. И вернулся в имение, чуть не плача. Впервые лицом к лицу он увидел жизнь простых крестьян. Покосившиеся глинобитные хаты с дырявыми крышами. Чумазые, голодные ребятишки в дырявых рубашонках. Пустые дворы, на большинстве из которых не видно никакой живности. Хуторяне жили в большой бедности. Увидев всё это, Скирмунт забыл о своих прежних планах. Ему захотелось помочь людям. Благо, денег для этого теперь было предостаточно.
Вскоре в деревнях помещика Скирмунта закипела совсем другая жизнь. У крестьян появились новые, добротные дома. В каждом дворе можно было увидеть копошащихся в земле кур, уток и гусей. По утрам пастухи сгоняли в стадо коров. Для жителей всей округи Сергей Аполлонович построил церковь, больницу и школу. Работников для своего имения нанял исключительно из местных крестьян. Одним словом, жизнь наладилась. Поддерживать её теперь можно было и из Москвы.
Скирмунт вернулся в Первопрестольную, и в 1899 году на улице Тверской открыл книжный магазин, который назвал «Труд», и основал одноимённое издательство. Цель у Сергея Аполлоновича была благородная: печатать и продавать книги по цене, доступной каждому. Издания Скирмунта быстро обрели популярность. За его альбомом «Галерея русских писателей», с портретами и краткими биографическими статьями об отечественных литераторах, выстраивались очереди. А восьмитомное собрание сочинений норвежского драматурга Генрика Ибсена было удостоено Пушкинской премии Академии наук. Но это было далеко не всё! Работникам магазина и типографии Скирмунт из собственных средств оплачивал медицинскую страховку. Для них работала бесплатная столовая. Раз в год, за счёт владельца, каждый сотрудник мог отдохнуть и поправить здоровье в Крыму.
«Неисправимый филантроп», — называли Сергея Скирмунта друзья и люди, которым он всю жизнь помогал.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица