1 Кор., 131 зач., IV, 9-16

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Как часто сегодня приходится слышать слово «безотцовщина» — болезненный симптом современности! Какие только объяснения этому феномену ни предлагаются — однако на поверку ни одно из них не оказывается способным однозначно ответить на вопрос, что именно сломалось во внутреннем мире мужчин, после чего и стала возможным безотцовщина как таковая.
В сегодняшнем чтении из первого послания апостола Павла к Коринфянам, это 4-я глава, нам предлагается неожиданный ответ на проблему безотцовщины.
Глава 4.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Ключ к проблеме безотцовщины — в последних словах чтения: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». Только в устремленности к личности Христа Спасителя мужчина может обрести свою целостность и достоинство — причём именно как отца, вождя семьи, ответственного за то, что в ней происходит. Почему? Да потому, что институт семьи Богом был создан как пространство гарантированного и постоянного напряжения между противоположными полюсами — мужским и женским — где мужское прежде всего проявляется в устремлённости от «дольнего» к «горнему», от земного к небесному, а женское — в способности вбирать в себя этот незатухающий импульс и распространять его волнами вокруг себя — в детях, в семье, в обществе. Мужчина — «вертикалит» бытие, придаёт ему смыслы, содержание, преодолевает изначальную стихийность и необузданность. Поэтому отказ или игнорирование мужчиной своего призвания — сродни душевному самоубийству, самоуничтожению. Женщина — рядом с мужчиной — «горизонталит» жизнь, обеспечивает её устойчивость и прочность, становится сильнейшим резонатором того Духа, Который и ведёт мужчину по жизни. Если только ведёт на самом деле — а не мучительно волочит упирающегося самодура.
Апостол Павел, предлагая своим последователям постоянно смотреть на Христа как образ подлинного отцовства, утверждает простую истину: никакой мужчина не сможет «просто существовать» без высшей цели — он неизбежно начнёт загнивать изнутри, и эту всё поглощающую рану будет пытаться заливать алкоголем, развратом, развлечениями, праздностью или, напротив, уходом с головой в различного рода доказательства окружающим, что он — не такой, как о нём думают. Но всё это — одно и то же бегство, попытка утвердить свою самость вопреки Божественному замыслу. Без сомнения, и это бегство будет сопровождаться определённым «искрением» — которое кому-то может показаться горением — но на деле эти искры — пустые, они ни света, ни тепла дать не могут.
Настоящий мужчина не может не рожать — как это парадоксально ни прозвучит. Не только детей, любой реальный продукт его творческого усилия, его будничной работы, или исполнение заветной цели — всё это — его дети. Которые рождаются не в удовольствии, а в боли, страдании, преодолении себя. Но рождая от себя — человек и сам «рождается»: зачав ребёнка и бросив, мужчина не станет отцом — даже если формально будет таковым.
«Рождение во Христе благовествованием», о котором говорит апостол Павел — имеет не только собственно религиозное измерение. Сам по себе факт рождения — это ключевое событие бытия, разрешение его «обременённости» зародышем. Но если мужчина пуст, «стерилен» — то есть бесплоден — тем самым он обрекает себя не только на бездетность в самом широком смысле слова, но и лишает себя той единственной опоры, только оперевшись на которую и можно раскрыть всю красоту и мощь настоящей мужественности!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 февраля. О наставлениях преподобного Евфимия Великого о труде

О наставлениях преподобного Евфимия Великого, жившего в пятом веке, о труде в день его памяти — Епископ Покровский и Новоузенский Феодор.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 февраля. О личности и творчестве Евгения Гребёнки

Сегодня 2 февраля. В этот день в 1812 году родился писатель Евгений Гребёнка.
О его личности и творчестве — настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Шаболовке протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 33. Богослужебные чтения
Каждый из нас знаком с ситуацией, когда, пытаясь решить проблему, мы действуем спонтанно и необдуманно. В результате ситуация только ухудшается. Можно ли избежать этой ловушки и что делать, если в ней оказался? Размышляя на 33-м псалмом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, можно получить ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
В жизни псалмопевца Давида был такой случай. Однажды, спасаясь от преследований со стороны царя Саула, который хотел его убить, Давид делает первое, что приходит на ум, — бежит в земли филистимлян. Филистимляне в то время были врагами иудеев. Однако Давид полагает, что они-то точно не выдадут его Саулу. Его надежды не оправдались. Когда он приходит к царю филистимлян Анхусу (или в другой текстологической версии Авимелеху), то понимает, что и здесь его подстерегает смертельная опасность. Слуги Анхуса хорошо запомнили Давида. Они помнят, что именно он убил Голиафа, а потом много раз наносил поражение их армии. У многих из них на него зуб. И они настраивают против него своего правителя.
Давид в страхе. Он осознаёт, что поступил не очень умно, когда пришёл сюда. Тем не менее, в этой непростой ситуации он находит очень неординарное решение. Давид притворяется умалишённым. Вот как об этом пишет Библия: «И измени́л лицо́ своё пред ни́ми, и притвори́лся безу́мным в их глаза́х, и черти́л на дверя́х, и пуска́л слюну́ по бороде́ свое́й». Видимо псалмопевец был так убедителен в своей игре, что Анхус принимает эту сцену за чистую монету. А потому он с возмущением обращается к своим слугам со словами: «ви́дите, он челове́к сумасше́дший; для чего́ вы привели́ его́ ко мне? ра́зве ма́ло у меня́ сумасше́дших?» Вместо того, чтобы схватить Давида и предать смерти, его просто выгоняют из дворца как дурачка-попрошайку.
Так и возник тот псалом, который только что прозвучал. Это благодарственный гимн человека, который оказался в таких обстоятельствах, из которых живым обычно никто не возвращается. Давид благодарит Бога с такой силой, с какой он тогда испугался. Причём оказался он в этих обстоятельствах по собственной же неосторожности и непредусмотрительности. Давид сильно просчитался, когда пошёл к Анхусу-Авимлеху. По сути, совершил смертельную ошибку. И тем не менее, чудесным образом Бог избавил его от гибели. Пусть и таким анекдотичным способом.
Ситуация очень узнаваемая. Нередко, оказавшись в затруднительном положении, мы, подобно Давиду, делаем первое, что приходит на ум. Ведь мы хотим побыстрее решить проблему. Однако в результате ещё глубже вязнем в этом болоте. А потому, чтобы трясина окончательно нас не поглотила, необходимо учиться брать паузу. На практике это означает уметь останавливаться и прямо физически переставать пытаться что-то делать. На какое-то время словно замереть. Переключить своё внимание на молитву. Пусть пройдёт время. Оно покажет. Однако, если мы всё же, подобно Давиду, дошли до предела, оказались в безвыходной ситуации, что называется, увязли по уши, спасёт только сумасбродство. Нам необходимо начать совершать странные поступки, которые в глазах этого мира выглядят как «безумие». По словам апостола Павла, именно так порой окружающие воспринимают жизнь по Евангелию. Ведь оно призывает нас поступать с ближними так, как мы обычны с ними не поступаем. Оно призывает нас к ежедневному и самозабвенному служению окружающим. Этот способ на сто процентов решает самые серьёзные проблемы. Как говорит сегодня псалмопевец, «много скорбей у праведного, и от всех их изба́вит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится».











