
Роман Филиппов
Изображение: https://clck.ru/35Eu9q
Восемнадцатилетняя Катя Шелихина волновалась. Впервые в жизни ей предстояло оказаться на съёмочной площадке. Пусть и не участницей процесса, а сторонним наблюдателем. Её выпала счастливая возможность заглянуть на съёмки фильма «Человек не сдаётся» — истории о первых днях Великой Отечественной войны. Фильм снимался в её родном Минске. Было раннее утро. Она сидела в автобусе киностудии «Беларусьфильм», с волнением разглаживала руками складки на белом ситцевом платье, и ждала, когда соберётся вся съёмочная группа, чтобы отправиться в путь.
И вот в салон вошёл ещё один пассажир. Катя подняла голову и взглянула с любопытством. Перед нею стоял молодой человек двухметрового роста, крупный, с выразительным лицом. Весёлые карие глаза смотрели прямо на Катю. Парень уселся рядом. Наговорил комплиментов. Девушка смутилась, отвела взгляд. А когда вновь взглянула на молодого человека, его лицо вдруг стало расплываться у неё перед глазами... Катя потеряла сознание. «Вот так я с первого взгляда полюбила его — до обморока», — вспоминала Екатерина Андреевна свою первую встречу с будущим мужем, актёром Романом Филипповым.
Съёмки фильма проходили на натуре. Команда жила в палатках на берегу живописного озера. До Катерины то и дело долетал раскатистый, заразительный смех Романа. Однажды Катя и Филиппов случайно столкнулись. Он обрадовался. Поздоровался и предложил встретиться после съёмок — посидеть на берегу, поговорить. Вечером они провожали закат, и Роман читал Катерине стихи на немецком — хотел произвести на девушку впечатление. Она слушала его голос. И хоть ни слова не понимала, чувствовала, как тянется к этому человеку её душа. Казалось, будто она знает его уже очень давно.
Время пролетело быстро. Съёмки закончились. Филиппову нужно было возвращался из Минска в Москву. Накануне отъезда они с Катериной объяснились друг другу в любви. А потом перезванивались, писали письма. Екатерина Андреевна вспоминала: «Наши отношения были чистыми, целомудренными. Мы до свадьбы даже не обнялись ни разу». Через полтора они года поняли, что жить друг без друга просто не могут. И решили пожениться. Свадьбу сыграли в 1962 году.
Филиппов уволился из Малого театра, где в то время служил, и переехал в Минск, к супруге. Не захотел отрывать её от родного города и близких людей. «Он всё тогда ради меня оставил», — с признательностью вспоминала Екатерина Андреевна. В Москве Филипповы обосновались только спустя девять лет — вместе с дочерью Аней, которая родилась в Белоруссии. Роман стал активно сниматься в кино. Правда, роли ему доставались в основном эпизодические. Но каждая из них надолго запоминалась зрителям. Никола Питерский в «Джентльменах удачи», парень с Колымы в «Бриллиантовой руке», Вася Зайцев в «Девчатах». Филиппова узнавали на улицах. Вместе с мужем Катерина объездила весь Советский Союз. Роман Сергеевич высоко ценил поддержку супруги и дорожил её мнением. Каждую свою роль он прорабатывал вместе с Екатериной, прислушивался к её рекомендациям и замечаниям.
А вот к совету поберечь себя — не прислушался. Филиппов работал на износ. В театре, в отличие от кино, у него всегда были ведущие роли. Спектакли, гастроли, съёмки, преподавательская деятельность — Роман Сергеевич был доцентом Государственного института театрального искусства. В феврале 1992 года актёр скоропостижно скончался. «Мы не расставались всю жизнь», — вспоминала Екатерина Андреевна Филиппова. Долгие 24 года после кончины супруга она свято хранила память о нём. Каждое утро перечитывала письма мужа, в которых он признавался ей в любви. Она чувствовала, что их душевная связь не прервалась. И это давало силы жить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Храм архистратига Михаила. Мордово

Рабочий посёлок Мордово на юго-западе Тамбовской области — обычный райцентр, каких в России тысячи. По его не везде асфальтированным улицам чинно прохаживаются коровы и козы, а на окраинах царят патриархальная тишина и покой. Именно в таком тихом и живописном месте, на берегу реки Битюг, стоит одна из жемчужин Тамбовщины — храм Архистратига Михаила в Мордово.
Величественным кораблём парит он на фоне далёкого леса. Пятиглавый, из красного кирпича, украшенный орнаментом. Над тонкими шатровыми навершиями — серебристые луковки куполов. Церковь кажется древней, и удивляешься, когда узнаёшь, что на самом деле её строительство завершилось уже в ХХ веке — в 1909-м году. Иконы для Архангельского храма писал известный мастер того времени Михаил Дикарёв. Образа поместили в четырехъярусный, удивительной красоты, фарфоровый иконостас. По одной из версий, изготавливался он на знаменитом московском фарфоровом заводе товарищества Кузнецова для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Но вышло так, что по каким-то параметрам не подошёл и тогда иконостас выкупили для храма Архангела Михаила в Мордово.
Впрочем, уникален мордовский иконостас не только из-за необычного материала и тонкой красоты, а ещё и тем, что сохранился до наших дней фактически в первозданном виде. Сегодня в России дореволюционные церкви с подобными иконостасами можно пересчитать по пальцам, ведь фарфор — материал хрупкий, а что происходило с храмами в безбожные советские годы, увы, хорошо известно. Вот и Архангельскую церковь в 20-е годы хотели взорвать. Однако взрыв мог затронуть близлежащие дома и школу. Поэтому уничтожать храм не стали и он действовал вплоть до 1939 года. Потом церковь всё-таки закрыли и устроили в ней зернохранилище. Каким-то чудом верующим удалось уговорить местные власти не занимать под хозяйственные нужды алтарь. Его вместе с иконостасом отгородили фанерой. Во время Великой Отечественной войны зерно вывезли, а храм передали под нужды военного госпиталя. В начале 1945-го в мордовской Архангельской церкви богослужения возобновились. Разрешения на это добился святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в то время архиепископ Тамбовский и Мичуринский.
Вот уже больше века, словно благословляя всё вокруг, поднимаются над тамбовским посёлком Мордово шатровые купола Архангельского храма — сельской церкви в русской глубинке, которая, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, могла бы стать украшением любого кафедрального города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия

Сегодня большинство жителей республики Ингушетия исповедуют ислам. Но и христианство здесь, на северных склонах Большого Кавказского хребта, имеет многовековые корни. Свидетельство тому — древняя каменная церковь, расположенная в горах Ингушетии у самой границы с Грузией. В туристических путеводителях она обозначена с ингушским названием Тхаба-Ерды, что в переводе означает «Храм веры».
Четырёхугольное здание семнадцать на восемь метров сложено из целых камней. Лаконичный облик завершает двускатная кровля. Внутреннее пространство освещено единственным окном, состоящим из двух узеньких арок. История храма полна загадок. Так, учёные не пришли к единому мнению о том, кто и когда его построил. Возможно, церковь создали в восьмом веке византийские миссионеры — они прибыли к языческим племенам Кавказа с Евангельской проповедью. Возможно, потрудились в двенадцатом столетии соседи ингушей — грузины, исповедующие православие. В то время Грузией правила царица Тамара, прославленная в лике святых.
В тринадцатом веке христиан на территории Ингушетии истребили монгольские завоеватели, и церковь Тхаба-Ерды долгое время стояла в запустении. Однако, в ней сохранилось несколько каменных рельефных икон. Самая значимая расположена на западном фасаде. На ней изображён образ Иисуса Христа.
В двадцать первом столетии храм Тхаба-Ерды возродился для богослужений. Первое состоялось в ноябре 2012 года. На молебне присутствовали глава Российского императорского дома Романовых великая княгиня Мария Георгиевна и президент республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. В приветственном слове он отметил, что древний храм должен выполнять своё предназначение. И хотя церковные службы в Тхаба-Ерды пока совершаются крайне редко, всякий, кому довелось здесь оказаться, может помолиться под древними сводами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Пещерные храмы. Дивногорье

Есть под Воронежем городок Лиски — небольшой районный центр. А буквально в десяти километрах от него, в западном направлении, на правом берегу реки Дон, находится плато Дивногорье. Имя своё местность получила от слова «дивы». Так называются меловые скалы, или столпы, внутри которых в 17 столетии появился пещерный монастырь. До наших дней дошли два храма — церковь в честь иконы Божьей Матери Сицилийской и храм Рождества пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи. Первый находится на территории природного музея-заповедника, в так называемых Больших Дивах. Второй — в Малых Дивах, на возвышенности неподалёку от Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря.
По преданию, начало пещерному монастырю в Дивногорье положили греческие монахи Иоасаф и Ксенофонт. Они были выходцами с острова Сицилия и в 1653-м году, гонимые католиками, бежали оттуда на Русь. С собою монахи привезли чудотворный образ Богородицы, который стал именоваться Сицилийским. В одной из меловых скал монахи вручную выдолбили церковь, где долгое время и находилась чудотворная икона. Со временем к монахам присоединились последователи, и вскоре в Дивногорье появилась довольно большая пещерная обитель — с кельями, хозяйственными постройками и ещё одним храмом — церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Сегодня попасть в храмы, выдолбленные в дивах, можно с экскурсией или индивидуально. Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери находится в ведении музея-заповедника — расписание и нюансы посещения нужно уточнять там. А вот перед походом в Предтеченскую церковь необходимо получить благословение настоятеля Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Этот пещерный храм был передан Русской Православной Церкви и несколько раз в год там совершаются Богослужения. Интерьеры обоих храмов отреставрированы и весьма схожи: узкие коридоры со сводчатыми нишами особым образом вырублены вокруг алтаря, чтобы монахи могли обходить его крестным ходом. Здесь тишина, полумрак и даже летом прохладно — не больше плюс десяти градусов. Белоснежные стены когда-то были расписаны фресками, однако сырость, к сожалению, привела к их полной утрате. Несмотря на это, в пещерных храмах Дивногорья царит особая молитвенная атмосфера. Сюда не долетает посторонний шум и мысли невольно устремляются к Богу.
Когда выходишь на улицу, глазам приходится снова привыкать к яркому свету, а ушам — к повседневным будничным звукам. Под ногами — белая от мела почва. Высокие меловые столпы-дивы словно провожают тебя внимательным взглядом и кажется, что они тихонько и торжественно поют хвалу Господу.
Все выпуски программы ПроСтранствия