
Протоиерей Николай Германский — настоятель Свято-Никольского храма в посёлке Ракитное Белгородской области, общественный деятель, педагог, а ещё — писатель и поэт. Отец Николай — частый гость на страницах толстых литературных журналов, таких, например, как «Наш современник». Увидели свет несколько его книг. Одна из них называется «Притчи духовного странника. Ехал я как-то по дороге...».
Образом дороги в названии этого сборника коротких притч, по признанию отца Николая, стала сама жизнь. Ведь она, действительно, очень похожа на долгий, извилистый путь. Можно промчаться по нему на сверхскорости, не замечая ничего вокруг. Но отец Николай предлагает другой способ: не торопиться, и как можно внимательнее смотреть по сторонам. Потому что любая мелочь порой способна помочь нам выбрать на жизненном пути правильную сторону.
Маленькие притчи отца Николая Германского часто сравнивают со знаменитыми «Крохотками» Александра Солженицына и «Камешками на ладони» Владимира Солоухина. Эти коротенькие, иногда — всего в пару строк, истории, написанные от первого лица в популярном и востребованном у современного читателя формате литературной миниатюры, похожи на яркие картинки. Они пробуждают тёплые чувства, наполняют радостью, а подчас — и светлой грустью. В предисловии к книге православный писатель и богослов Виктор Тростников называет их «маленькими бриллиантами» и очень удачно сравнивает с болеутоляющими таблетками для души.
Каждая притча начинается словами, которые вынесены в название книги: «Ехал я как-то по дороге....». Что же видит автор на своём пути? Например, «Зимнее небо». Так называется одна из притч протоиерея Николая Германского. В ней духовный странник — персонаж, за которым без труда угадывается сам автор — смотрит в мрачные, неприветливые небеса. И вдруг вспоминает всех, кого он в своей жизни обидел. Слёзы наворачиваются у него на глаза. И в тот же миг тучи рассеиваются! «И увидал я небо, сплошь усыпанное яркими звездами, которые таинственно подмигивали мне, словно хотели что-то сказать», — заканчивает историю отец Николай. Звучит поэтично и красиво. Однако притча — это ещё и иносказание. В текстах протоиерея Николай Германского смысл считывается без труда. Повествуя о прояснившемся небе, он доносит до нас простую и важную мысль: раскаяние очищает душу.
На любой дороге, а тем более — жизненной, важно соблюдать правила дорожного движения. Для этого Бог расставил каждому понятные знаки: «Не обмани», «Не осуди», «Прости», «Люби». О том, почему не стоит нарушать эти простые правила, автор книги размышляет в притче, которая называется «Дорога длиною в жизнь». Все мы идём по ней, все мы друг другу попутчики — духовные странники. А значит, у каждого из нас, как у протоиерея Николая Германского, наверняка найдётся история, которую можно начать словами: «Ехал я как-то по дороге...»
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема