«На небе — Бог, на земле — Россия». Известная пословица. Родилась она... в Сербии. И неспроста — на протяжении сотен лет Россия поддерживала братский православный сербский народ. Одной из тех, кто помог сербам в тяжёлый час, стала княгиня Мария Константиновна Трубецкая.
В девичестве — Хребтович-Бутенева, она принадлежала к старинному и знатному русскому дворянскому роду. Мария появилась на свет в Москве, в 1881-м году. В 6 лет осиротела — потеряла мать; и воспитывалась мачехой, которая любила девочку как родную. Когда Марии исполнилось 20, к ней посватался князь Григорий Николаевич Трубецкой — как и она, потомок прославленного рода, дипломат. В апреле 1901-го молодые люди обвенчались в кремлёвском Спасо-Преображенском соборе.
В июле 1914 года Григория Николаевича назначили чрезвычайным и уполномоченным посланником в Сербское королевство. Ситуация там становилась всё более неспокойной — 28 июня в Сараево был убит наследник австрийского престола Фердинанд. Австро-Венгрия выдвинула стране ультиматум. Чем всё это закончится — оставалось неясно. Поэтому Трубецкой супругу с собою не взял. А 28 июля 1914-го Австро-Венгрия напала на Сербию. Началась Первая мировая война.
Но Мария Константиновна не захотела оставаться в стороне. С началом войны она заявила о готовности помогать братьям-сербам. В газете «Биржевы́е ведомости» она опубликовала призыв к россиянам: «В тех местах, где прошли австрийские воины, — полное разорение. Страдают старики, женщины и дети», — писала она. Княгиня Трубецкая сообщала, что готова лично доставить в Сербию гуманитарную помощь. Тысячи людей со всех уголков Российской империи откликнулись на её призыв. За полгода Мария Константиновна сумела собрать сотни тонн пожертвований. Продукты питания, медикаменты, одежда, кровати для госпиталей и даже рентгеновский аппарат. К концу января 1915 года Мария Константиновна укомплектовала санитарный поезд. И в нём вместе с группой единомышленников выехала из Москвы в город Ниш — туда из Белграда на время военных действий перенесли столицу.
Ниш встретил княгиню разрухой и эпидемиями. Свирепствовал брюшной и сыпной тиф, скарлатина и дифтерия. Больницы были переполнены, врачей не хватало. Трубецкая с помощью дипломатических связей супруга, сумела в считанные дня организовать в городе лазарет, под который правительство Сербии выделило здание Королевской гимназии. А в предместьях Ниша она открыла загородный эпидемиологический госпиталь, куда за бесплатной медицинской помощью и лекарствами могли обратиться сельские жители. Вместе с мужем Мария Константиновна организовала комитет помощи Сербии и Черногории, который вскоре стали называть «Миссией княгини Трубецкой», ведь именно она была сердцем этой благотворительной организации. Вместе с Нишским епископом Досифеем княгиня открыла в церкви Святого Николая приют для осиротевших сербских детей и несколько бесплатных столовых в Нише и Белграде.
12 октября 1915 года Сербия капитулировала. Княгине Трубецкой и её супругу было приказано покинуть Ниш. Долгой, трудной дорогой добирались они домой. Где вскоре их тоже ждала трагедия: в октябре 1917-го к власти пришли большевики. Супруги перебрались в Новочеркасск, где князь Трубецкой присоединился к Белой армии. Мария Константиновна помогала ему — укрывала в доме от «красных» раненых белогвардейцев. В конце 1919 года Трубецкие оказались вынуждены покинуть большевистскую Россию. Их приютила Сербия, которой Мария Константиновна так деятельно помогала. После капитуляции Австро-Венгрии перед войсками объединённого военного блока в 1918-м, страна стала называться Объединённым королевством сербов, хорватов и словенцев. И снова княгиня не стала сидеть сложа руки. Страна только что вышла из кровопролитной войны, и Мария Константиновна организовала в Белграде госпиталь для раненых солдат и инвалидов. В 1923-м семья Трубецких перебралась в предместье Парижа — городок Кламар. Здесь они на собственные средства построили православную церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Впрочем, связи с Сербией Мария Константиновна не прерывала до конца своих дней — жертвовала на храмы, детские дома и больницы.
Святитель Николай Сербский писал: «Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914-м году — это долг любви, которая идёт на смерть, спасая ближнего своего». Именно это и делала княгиня Мария Николаевна Трубецкая.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Николай Григорьев
Жизнь Николая Григорьевича Григорьева — московского купца 2-й гильдии, основателя крупнейшего в России колбасного производства, храмостроителя и благотворителя — часто сравнивают с судьбой Иова многострадального. Как Иов, Николай Григорьевич был богат, имел большую семью, помогал людям, во всём полагался на Бога. И в конце жизни, подобно библейскому праведнику, со смирением принял обрушившиеся на него испытания.
Николай Григорьевич родился 1 января 1845 года в Ярославской губернии, в селе Ратманово под Угличем. Родители его были экономическими крестьянами — то есть, принадлежали не помещику, а государству. И поэтому фактически были людьми свободными, владеющими даже собственной землёй. Когда Николаю исполнилось 10 лет, отец определил его подмастерьем к колбаснику в Угличе. Колбасное дело в России тогда ещё не было развито. Производилась колбаса в основном в небольших мастерских, и являлась скорее деликатесом, чем повседневным продуктом. Смышлёный паренёк быстро освоил технологию. И в 1861-м, когда ему исполнилось 16, отправился в Москву с мечтою о собственном деле. Но для этого нужно было накопить некоторую сумму. В Первопрестольной Николай устроился на работу. Трудился разносчиком пирожков в Охотном ряду — это был в то время главный рынок города. Потом управляющим в продуктовой лавке. И через несколько лет строгой экономии смог открыть небольшое колбасное производство. И вскоре москвичи потянулись в Охотный ряд специально за «григорьевской» колбасой. Стало понятно, что дело нужно расширять. 29-летний Николай Григорьев выкупил здание заброшенной фабрики на Ордынке. Отремонтировал и переоборудовал её под колбасное производство. Со временем фабрика росла, и постепенно превратилась в огромный комплекс — с 16-ю корпусами и штатом в три сотни человек. На работу к себе Николай Григорьевич звал бывших односельчан. Давал им возможность хорошо заработать в городе, обеспечить семью. Для своих рабочих и служащих фабрикант построил на территории фабрики несколько жилых корпусов, открыл столовую и медпункт.
Дело Григорьева росло и процветало. Он стал поставщиком двора Его Императорского величества. И был щедрым благотворителем. Рядом с фабрикой Григорьева находилась церковь Воскресения Христова в Кадашах, куда ходил молиться сам предприниматель и его рабочие. Николай Григорьевич постоянно помогал храму деньгами. При церкви действовало приходское попечительство о бедных, в работе которого фабрикант принимал деятельное участие. Прихожане Воскресенского храма однажды преподнесли ему благодарственный адрес, в котором были такие слова: «За свою любовь к дому Божию, за свои щедрые пожертвования, московский купец Николай Григорьевич Григорьев достоин величайшей благодарности и всегдашней памяти».
Служил Григорьев и старостой церкви Петра и Павла при Московском сельскохозяйственном институте. Он находился в селе Петровском, где у Николая Григорьевича была дача. На свои средства купец провёл капитальный ремонт храма. А на родине, рядом с селом Ратмановым, в месте, где по преданию когда-то стояла монашеская пустынь, основанная преподобным Сергием Радонежским, построил храм во имя святителя Николая Чудотворца, своего небесного покровителя. К крестьянам родного села и жителям окрестных деревень, Николай Григорьевич относился как к родственникам. Обеспечивал приданным бедных невест. По праздникам отправлял из Москвы в село обозы с подарками. Но пришёл 1917 год, и всё изменилось.
В октябре 1917-го власть захватили большевики. И вскоре к Григорьеву пришли. Его обвинили в том, что он — «церковник», строит храмы, помогает им. И конфисковали всё — фабрику, дом, накопления. Сыновей предпринимателя арестовали и отправили в ссылку. Вскоре после этого, не выдержав горя, скончалась супруга Николая Григорьевича. А он, 72-летний старик, был вынужден скитаться и просить милостыню. В 1918-м году Николай Григорьевич вернулся в Ратманово. 5 лет прожил он на родине, в заброшенной избушке на краю села. А в 1923-м крестьяне нашли его в поле — скончавшимся. Односельчане похоронили его у стен Никольского храма, который он когда-то построил. В 2000 году купец Николай Григорьевич Григорьев, чья жизнь оказалась так похожа на историю библейского Иова, был причислен к лику местночтимых святых — новомучеников и исповедников российских — как пострадавший за веру.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Генетический анализ для Платона Прудникова

В свои 11 лет Платон совсем невысокого роста. У подростка редкое заболевание, которое встречается у одного ребёнка из тысячи. Оно не даёт Платону нормально расти и развиваться физически, а ещё лишает его активной жизни. Ноги быстро устают и начинают болеть, поэтому долгие прогулки с друзьями для него недоступны. И всё же Платон смотрит на мир не с грустью, а с любопытством, ведь в нём столько интересного! Ему нравится узнавать про космос, планеты, звёзды и галактики. Он может часами увлечённо рассказывать об этом другим...
Сейчас в жизни Платона наступил важный и во многом определяющий этап. Подростку необходимо пройти генетическое исследование. Оно поможет врачам определить точную причину болезни, даст прогноз на будущее и, главное, возможность составить правильный и эффективный план лечения.
Для семьи Платона, в которой все силы и ресурсы уходят на постоянную реабилитацию, сумма такого исследования слишком высока. Поэтому на помощь пришёл благотворительный фонд «Страна-детям» и открыл для подростка сбор.
Платон мечтает больше времени проводить с друзьями и гулять без боли. И чтобы это желание воплотилось в реальность, нужна ваша поддержка. Принять любое посильное участие в сборе можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинства Крещения и Миропомазания». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинствах Крещения и Миропомазания, об их истории и значении. О том, как правильно подготовиться к Крещению, о роли крестных, как совершается крещение, и почему сегодня таинства Крещения и Миропомазания чаще всего совершаются вместе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Федором Бородиным была посвящена таинствам Покаяния и Соборования (эфир 09.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











