
«Жизнь Пи», студии: Dune Entertainment, Fox 2000 Pictures, Haishang Films, Ingenious Media, режиссёр Энг Ли
— Этот случай — рассказ о храбрости и стойкости, подобных которым не было в истории кораблекрушений. Продержаться так долго в открытом море удавалось немногим, а в компании бенгальского тигра — вообще никому.
В двух фразах, которые вы только что слышали — краткое описание невероятной истории, случившейся с главным героем снятого в 2012 году фильма Э́нга Ли «Жизнь Пи», пятнадцатилетним юношей из Индии. Пи растёт в любящей и благополучной семье, в окружении живописной природы. Однажды у его отца, владельца зоопарка, начинаются денежные трудности. Мальчику и его родным приходится оставить дом и вместе с животными из зоопарка на корабле отправиться в Канаду, чтобы начать там новую жизнь. По дороге судно попадает в шторм и терпит кораблекрушение. Пи удаётся спастись на шлюпке с зеброй, гиеной, орангутангом и бенгальским тигром. Звери быстро уничтожают друг друга, в живых остаётся только самый сильный из них — тигр по кличке Ричард Паркер. Пи и хищник долгие дни и недели вместе дрейфуют в открытом океане. И вот, когда надежды на спасение уже почти нет, происходит чудо — шлюпку прибивает к берегу...
Пи с честью проходит все выпавшие на его долю испытания. Парень борется за выживание, осваивает множество практических навыков. Но при этом даже в экстремальной ситуации он в первую очередь думает о других, а не о себе. Мальчик переживает за смерть родителей и брата, и за гибель истребивших друг друга животных. Он всей душой привязывается к тигру и относится к нему почти, как к человеку, как брату, терпящему бедствия вместе с ним. Когда у него появляется возможность избавиться от зверя, бросить его в море, он этого не делает.
Но главное, Пи постоянно общается с Богом. Мальчик с раннего детства тянулся к духовной жизни. Он искал Бога повсюду — в индуистских традициях, в мечети, в христианском храме. И теперь, оказавшись в смертельной опасности, он особенно ясно ощущает присутствие Господа. Пи видит Творца Вселенной во всём, что его окружает, поэтому даже жуткий шторм поначалу вызывает у него восторг.
— Хвала тебе, Боже, повелитель всех миров, сострадательный и милосердный! Выходи, Ричард Паркер, выходи, это надо видеть! Это великолепно! Не прячься, Он пришёл к нам!
Бог действует в судьбе Пи на протяжении всего плавания. И постепенно вместе с героем мы начинаем понимать, что Господь всегда посылает только нужные вещи и ситуации, и всё складывается наилучшим образом. Шторм помогает юноше сблизиться с тигром и испытать состояние готовности к смерти, после которого уже ничего не страшно. Потом Бог даёт Пи возможность немного отдохнуть на острове и вовремя указывает на грозящую ему там опасность...И, наконец, посылает ему долгожданное спасение и возвращение на землю.
Пи рассказывает свою историю представителям фирмы, которой принадлежало затонувшее судно. Но они воспринимают его слова как сказку. И тогда он придумывает для них другую версию — страшную и жестокую, где выживание возможно только ценой убийства. Именно так всё и могло бы случиться, если бы в его жизни не было Бога, а только случайная удача. Ведь главное чудо — в том, что Пи не только выжил, но в таких диких условиях сохранил чистое сердце и любовь ко всему живому, а его вера только окрепла.
Фильм «Жизнь Пи» — мудрая притча об испытаниях и поисках Бога. О том, что умеющий искренне общаться с Господом обязательно найдёт общий язык с его творениями и сможет счастливо жить на этой земле, не причиняя зла другим.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!