В начале двадцатого столетия уездный город Вельск был тишайшим провинциальным уголком Архангельской губернии. Древний, основанный ещё в двенадцатом веке, он жил, будто по-стариковски — неспешно, следуя прочно устоявшимся за восемьсот лет традициям, не гонясь за прогрессом и не особенно жалуя всякого рода новшества. На десяти его улицах располагались двести пятьдесят домов, а жителей насчитывалось чуть более двух тысяч человек. Из них едва ли не половина — пожилые люди и старики, нуждающиеся в постоянном уходе и внимании.
Вот почему на заседаниях уездного собрания часто обсуждался вопрос о том, нужна ли городу богадельня. Жители неоднократно обращались к городским властям с официальным прошением об устройстве дома призрения для стариков. Ответ всякий раз следовал многозначительный: мол, нужен такой дом, без сомнения нужен, но ведь в городе и молодёжь есть, о ней тоже позаботиться необходимо! В итоге ни старые, ни молодые обещанной заботы не чувствовали, но по-прежнему продолжали надеяться на лучшее...
И вот, по Вельску прокатился слух: богадельня в городе будет! Специально для неё уже куплен и ремонтируется большой двухэтажный дом на Вологодской улице. Однако, как оказалось, за устройство богадельни взялись вовсе не уездные власти, а купцы Кудрины — супруги Стефан Савватиевич и Мария Фёдоровна.
Биографические сведения об этой семье, увы, крайне скудны. Известно, что к купечеству Кудрины были приписаны в Вельске, но постоянно проживали в Москве, где владели пакетной и скоропечатной фабриками.
О том, что побудило супругов весьма широко заниматься благотворительностью, тоже неизвестно. В скупых краеведческих заметках на этот счёт почему-то выдвигается такое предположение: «вероятно, бизнес их процветал». Однако, судя по тому, что благодеяния Кудриных были направлены, прежде всего, на помощь ближним и поддержание храмов, можно предположить, что купеческой четой двигало нечто несравнимо большее, чем просто желание пристроить лишние деньги.
Богадельня, на которую Стефан Савватиевич и Мария Фёдоровна потратили четырнадцать тысяч рублей, была не единственным их добрым начинанием. О юных жителях Вельска, несмотря на громкие заявления земства, в итоге позаботились тоже Кудрины. Они купили и полностью отремонтировали ещё один дом, в котором вскоре разместился детский приют для девочек. На его содержание Мария Фёдоровна лично выделила капитал в десять тысяч рублей.
Не остались Кудрины в стороне и тогда, когда духовенство Троицкого собора Вельска обратилось к прихожанам с просьбой о помощи церковно-приходской школе. Стефан Савватиевич и Мария Фёдоровна откликнулись с радостью и большой щедростью. Ученики школы каждый день с благодарностью молились о здравии своих благодетелей.
Кудрины помогали развиваться и уездной сфере образования. Они преобразовали Вельскую женскую прогимназию в более крупное и статусное учебное заведение, расширив за собственный счёт штат преподавателей и приобретя для гимназии новое большое здание.
Для колокольни Троицкого собора Стефан Савватиевич приобрёл трёхсотпудовый колокол стоимостью почти в шесть тысяч рублей. Без счёта жертвовали супруги на церковную утварь, иконы и прочие церковные нужды.
Целиком и полностью на деньги Кудриных в Вельске была выстроена церковь Святого Николая Чудотворца. Новый храм решили заложить на городском кладбище. В июне тысяча девятьсот пятого года был совершён молитвенный чин на основание храма. А через три года, совсем чуть-чуть не дождавшись, когда с храма снимут строительные леса, Стефан Савватиевич скончался. Он часто говорил, что желал бы после смерти покоиться в ограде новой церкви. Мария Фёдоровна исполнила его волю. Она же довела строительство до конца, подарив городу чудесный храм с резным иконостасом и великолепными фресками.
В годы революции Вельск утратил былую патриархальность. А вместе с ней — почти все свои храмы... В их числе — увы — и тот, что построили Кудрины. Но даже самые юные жители современного Вельска знают: там, где теперь находится городской автобусный парк, когда-то стояла прекрасная церковь, которую строили люди со щедрой душой и неравнодушным сердцем.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова