1 Кор., 161 зач., XV, 29-38
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Храбрость и определенную бескомпромиссность древних христиан, как это ни странно, очень точно передают слова известного писателя современности Джорджа Мартина. Некоторые герои его произведений живут и действуют, постоянно повторяя важный для себя девиз — «Что умерло, умереть не может». Схожую логику мы можем обнаружить в отрывке из пятнадцатой главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, || что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В прозвучавшем отрывке мы видим сразу три важные для обсуждения темы. Первая — верное понимание природы смерти. Апостол Павел призывает своих читателей — христиан Коринфа — оставить языческие предрассудки. Античным грекам и римлянам свойственно было бояться мертвецов и в дурном смысле мистически относиться к местам захоронений. Апостол Павел призывает видеть в смерти не угрозу (в формате нападения привидений, например). Для проповедника Христа смерть есть, как ни странно, доказательство воскресения Спасителя.
Логика Павла выглядит следующим образом. Смерть потому пугает людей, что они чувствуют неестественность данного состояния. Всей своей природой мы ощущаем неправильность ситуации, когда перед нами в гробу лежит дорогой нашему сердцу человек. Мы, вглядываясь в его бездыханное лицо, точно знаем, что созданы не для смерти, а для жизни. И жизнь эта нам подается во Христе воскресшем.
В Господе Иисусе смерть уже побеждена! И таинство крещения, через которое мы становимся частью Церкви, дает нам возможность пройти путем Сына Божия. В крещении мы духовно умираем и воскресаем. Духовно не означает эфемерно. Это вторая тема, затронутая в прозвучавшем чтении. Древние христиане воспринимали крещение как реальное перерождение. Они внутренне умирали, становились другими людьми. Члены ранней Церкви потому не страшились гонений, что уже умерли для греха и зла.
И то, что уже умерло, второй раз умереть не может. Но способно, благодаря Богу, воскреснуть! И, наконец, третья тема. Павел пишет, что некоторые из его читателей пока не стали христианами. В том смысле, что они с удовольствием рассуждают об особенностях Евангелия, но так и не сделали его основанием жизни. Таких коринфян, в частности, интересовало, как будут выглядеть воскресшие из мертвых люди?
Апостол отвечает на данное вопрошание одновременно глубоко и просто. Разве знаем мы, что получится из зерна, которые мы сеем? Семя и выросшее из него растение — две совершенно разные вещи. Но растение имеет начало в зерне. Вот и люди до Второго пришествия и после него будут обладать совсем разными формами бытия, но всё же сохранят связь с самими собой. Прозвучавшие сегодня строки апостола Павла внушают нам удивительный оптимизм, состоящий не в том, чтобы не замечать трудностей жизни или относиться к ним легко. Речь об ином. О том — чтобы жить с верой и надеждой в сердце, помня, что самый страшный враг человека — смерть — Богом уже побеждена!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.