
Серафим и Георгий Знаменские
Изображение: https://clck.ru/358ymt
Неподалёку от Москвы находится старинное село Зелёная Слобода. Оно знаменито на весь мир — здесь родились великие спортсмены братья Знаменские. Дом их отца — священника Иоанна стоит до сих пор. В Советском Союзе умалчивалось, что бегуны Знаменские происходят из семьи священнослужителя, но братья знали и гордились тем, что династия священников их рода насчитывает 109 лет.
Ивана Знаменского и Анфису Успенскую свело несчастье. Анфисе было 19 лет, когда умер её отец — настоятель храма из Зелёной Слободы. Семья батюшки осталась без кормильца, а прихожане без священника. Исправлять положение прислали выпускника московской духовной семинарии Ивана Знаменского. Увидев Анфису, он понял, что никуда отсюда не уедет.
Девушка была хороша собой, умна и образована. Она окончила епархиальное училище, знала французский язык и играла на рояле так, что послушать её сбегалось всё село. Иван Васильевич переехал в Зелёную Слободу, обвенчался с Анфисой и стал настоятелем храма. В семье родилось десять детей. Все они умели пахать, сеять, косить. А, кроме того, под руководством мамы учились музыке. Анфиса Ивановна даже устраивала домашние экзамены. Как правило, аплодисментов удостаивался сын Серафим. Ребёнком он служил дьячком в церкви, прекрасно пел и сочинял музыку. Однажды, когда Серафим сыграл своё произведение брату Георгию, тот сказал: «Дерзай и станешь Шопеном!» Стать Шопеном Серафиму не пришлось. Хотя славы у него, как и у Георгия, впоследствии будет не меньше.
По семейной традиции дочери Иоанна Знаменского поступали учиться в Мариинское училище, а сыновья в московское Донское духовное училище. Получить образование успели все, кроме Георгия и Серафима. Им помешала революция. Братья вернулись домой. Вскоре там появился и возвратившийся с первой Мировой войны старший брат Сергей. Он увидел Горьку и Симку — так в семье называли Георгия и Серафима — и не узнал их, до того они похудели. Сергей был спортсменом, до войны занимался акробатикой. Он решил закалять братьев. Начали они с простых упражнений и пробежек по двору. Скоро во дворе стало тесно. Братья выбежали на улицу. Потом за околицу. Бег сменялся купанием в реке, даже в зимнюю пору.
О том, что спорт станет их жизнью, Георгий и Серафим не думали. Они работали на заводе «Серп и молот» и продолжали бегать. Им нравилось чувствовать себя здоровыми и сильными. Тем более, что уроки Сергея не прошли даром. Однажды они спасли Георгию жизнь. Он тогда служил на Черноморском флоте. И шлюпка, в которой находилось пять человек, перевернулась. Выплыть не смог никто, кроме Георгия.
На профессиональной беговой дорожке Знаменские оказались, когда Серафиму было уже 27 лет, а Георгию 30. Их первые победы на всесоюзных соревнованиях стали настоящей сенсацией. «Они не умеют ходить — только бегают!», «Да они прирождённые стайеры!» — восхищались тренеры. Братьев носили на руках. Отправляли на соревнования за границу. Им простили даже происхождение. Власти забыли о том, как в 20-ых годах арестовали отца бегунов. Его допрашивали и требовали одного — отречения от Бога. Иоанн Васильевич отказался. Священника держали в тюрьме девять месяцев. Потом отпустили. Он вернулся в свой храм и служил в нём ещё долгие годы.
Знаменские выступали на спортивной арене всего восемь лет. Но за это время успели стать легендой, «русским чудом», как окрестили их французские журналисты. Те же французы пошли на неслыханный шаг, учредив в своей стране специальный приз имени братьев Знаменских.
В Советском Союзе им — многократным чемпионам — щедро раздавали награды. Братьям благоволил и Сталин, знавший, что на Знаменских, как на классовых врагов написан не один донос. Вождь как-то спросил у Серафима и Георгия, не хотят ли они, чтобы он наказал их врагов. Братья отказались. Тогда Сталин произнёс историческую фразу: «Побольше бы таких „поповских детей“ и поменьше „пролетариев“, которые пишут мне письма».
После этого Знаменских не трогали. Они поступили в медицинский институт. Дипломы получили перед самой войной. С неё Серафим не вернулся. Георгий пережил его на четыре года. Но имена братьев Знаменских, воспитанных в семье православного священника, мир помнит до сих пор.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема