
Гал., 200 зач., I, 11-19

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как определить, что в моём сердце живёт Божественная благодать? Какие чувства и эмоции являются показателем того, что Господь вошёл в мою жизнь? Своеобразный ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Когда человек резко меняет образ жизни, причём меняет его кардинально, разворачивается на 180 градусов, окружающие поначалу относятся к этим изменениям с недоверием. Они всячески пытаются объяснить для себя, что же произошло. Если речь идёт, например, о человеке темпераментном и эмоциональном, то люди списывают его новый образ жизни на особенности характера. Дескать, это просто новое увлечение. То он на гитаре играл во дворе и в рваных джинсах ходил, то внезапно занялся коллекционированием марок, то отложил в сторону филателию и с головой погрузился в изучение восточной философии, которую со временем променял на паркур и зацепинг. Действительно, такое поведение очень напоминает колебания маятника. «Из крайности в крайность», — говорим мы. Бывает, что человек так и носится по жизни, как вечный кочевник или саранча. Под влиянием эмоций меняет места, окружение, внешний вид, убеждения. Однако, когда по причине возраста вся эта пена оседает, оказывается, что за этим калейдоскопом впечатлений пустота.
Так пытались объяснить странное поведение Павла. Жестокий и последовательный гонитель христиан вдруг сам становится ревностным проповедником Евангелия. Более кардинальную трансформацию и представить себе невозможно. А потому его бывшие коллеги и соратники наверняка видели в этом временное помрачение. Да и те христиане, которые знали Павла как гонителя, наверняка поначалу относились к нему с недоверием. Искали подвох. Были настороже.
В ответ на это и звучат те слова апостола, которые мы услышали сегодня. Павел говорит, что именно так и бывает, когда человек по-настоящему обращается ко Христу. А чтобы доказать, что его новые убеждения — это не пустое увлечение, он описывает свой путь, который наполнен разными рода перипетиями. Если бы его христианство было просто человеческой эмоцией, временным перепадом настроения, то те трудности, которые он пережил, давно остудили бы его пыл. Ведь какое бы сильное чувство человек не испытывал, всегда найдётся более яркое впечатление, которое его заменит. В случае же Павла дело было явно не в эмоциях. Какая-то новая, более глубокая область открылась в его сердце. Этот более глубокий уровень — голос Бога, который Павел отчётливо услышал на пути в Дамаск, и который теперь постоянно звучал в его сердце, призывая вопреки всему проповедовать о Христе.
Услышать этот голос в себе призваны и мы. Проблема в том, что часто мы пытаемся его найти в тех эмоциях, которые нас наполняют. А потому и думаем, что когда нам хорошо — это Бог говорит с нами, когда нам плохо, — Бог замолчал, Он меня покинул. Все эти перемены настроения — всего лишь пена на поверхности океана. Плохо нам, хорошо, весело, грустно, — Бог всегда с нами. Его благодать — это то, на фоне чего протекает вся наша жизнь. Как говорит апостол в другом месте: «Ибо мы Им живём и движемся, и существуем». Просто в суете и погоне за яркими впечатлениями, в том числе и в духовной жизни, мы не умеем слышать его голос. Для того, чтобы он звучал громче в нашей душе, следует начать исполнять на ежедневной основе Евангельские заповеди. То есть стремиться каждым своим действием ради Христа принести пользу тем, кто нас окружает. Сделать эту установку основной в своей практической деятельности. Сверять с ней все свои мысли, чувства, слова и поступки. Не отступать от неё вне зависимости от своего настроения и обстоятельств. Тогда Господь обязательно проявит Себя. Какие бы жизненные испытания не выпали на нашу долю, в свою меру внутри себя мы обретём ту же твёрдость, стабильность и постоянство, которые так явно ощущал в своём сердце апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема