
Гал., 200 зач., I, 11-19

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как определить, что в моём сердце живёт Божественная благодать? Какие чувства и эмоции являются показателем того, что Господь вошёл в мою жизнь? Своеобразный ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Когда человек резко меняет образ жизни, причём меняет его кардинально, разворачивается на 180 градусов, окружающие поначалу относятся к этим изменениям с недоверием. Они всячески пытаются объяснить для себя, что же произошло. Если речь идёт, например, о человеке темпераментном и эмоциональном, то люди списывают его новый образ жизни на особенности характера. Дескать, это просто новое увлечение. То он на гитаре играл во дворе и в рваных джинсах ходил, то внезапно занялся коллекционированием марок, то отложил в сторону филателию и с головой погрузился в изучение восточной философии, которую со временем променял на паркур и зацепинг. Действительно, такое поведение очень напоминает колебания маятника. «Из крайности в крайность», — говорим мы. Бывает, что человек так и носится по жизни, как вечный кочевник или саранча. Под влиянием эмоций меняет места, окружение, внешний вид, убеждения. Однако, когда по причине возраста вся эта пена оседает, оказывается, что за этим калейдоскопом впечатлений пустота.
Так пытались объяснить странное поведение Павла. Жестокий и последовательный гонитель христиан вдруг сам становится ревностным проповедником Евангелия. Более кардинальную трансформацию и представить себе невозможно. А потому его бывшие коллеги и соратники наверняка видели в этом временное помрачение. Да и те христиане, которые знали Павла как гонителя, наверняка поначалу относились к нему с недоверием. Искали подвох. Были настороже.
В ответ на это и звучат те слова апостола, которые мы услышали сегодня. Павел говорит, что именно так и бывает, когда человек по-настоящему обращается ко Христу. А чтобы доказать, что его новые убеждения — это не пустое увлечение, он описывает свой путь, который наполнен разными рода перипетиями. Если бы его христианство было просто человеческой эмоцией, временным перепадом настроения, то те трудности, которые он пережил, давно остудили бы его пыл. Ведь какое бы сильное чувство человек не испытывал, всегда найдётся более яркое впечатление, которое его заменит. В случае же Павла дело было явно не в эмоциях. Какая-то новая, более глубокая область открылась в его сердце. Этот более глубокий уровень — голос Бога, который Павел отчётливо услышал на пути в Дамаск, и который теперь постоянно звучал в его сердце, призывая вопреки всему проповедовать о Христе.
Услышать этот голос в себе призваны и мы. Проблема в том, что часто мы пытаемся его найти в тех эмоциях, которые нас наполняют. А потому и думаем, что когда нам хорошо — это Бог говорит с нами, когда нам плохо, — Бог замолчал, Он меня покинул. Все эти перемены настроения — всего лишь пена на поверхности океана. Плохо нам, хорошо, весело, грустно, — Бог всегда с нами. Его благодать — это то, на фоне чего протекает вся наша жизнь. Как говорит апостол в другом месте: «Ибо мы Им живём и движемся, и существуем». Просто в суете и погоне за яркими впечатлениями, в том числе и в духовной жизни, мы не умеем слышать его голос. Для того, чтобы он звучал громче в нашей душе, следует начать исполнять на ежедневной основе Евангельские заповеди. То есть стремиться каждым своим действием ради Христа принести пользу тем, кто нас окружает. Сделать эту установку основной в своей практической деятельности. Сверять с ней все свои мысли, чувства, слова и поступки. Не отступать от неё вне зависимости от своего настроения и обстоятельств. Тогда Господь обязательно проявит Себя. Какие бы жизненные испытания не выпали на нашу долю, в свою меру внутри себя мы обретём ту же твёрдость, стабильность и постоянство, которые так явно ощущал в своём сердце апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема