1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от недостатков, которые мешают нам полноценно общаться с Богом? Как получить Его благодать и суметь удержать её в себе? Ответ на этот вопрос слышим в том отрывке из 9-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Священники, которые служили в иерусалимском храме, имели стабильный доход благодаря тому, что совершали религиозные обряды. Зачастую они питались от жертвенника. То есть брали определённую часть жертвенного мяса или других продуктов питания, которые люди посвящали Богу. Однако сам Павел отказывается от того, чтобы его содержала Церковь. Он предпочитает проповедовать безвозмездно. Кормить себя своими руками. Как мы помним, он шил палатки и так зарабатывал себе на жизнь. Почему же он отказывается от общепринятого правила, которое, кстати, сам не порицает и считает нормой? Во-первых, он знает, что нередко многие иудейские священники становились слишком корыстны, зная, что за совершение обряда им положено вознаграждение. Есть риск, что служение Богу и людям превратится исключительно в механическое исполнение ритуала. Во-вторых, так Павел сохранял свою независимость от людей. Он мог говорить им то, что считал нужным, не опасаясь, что его лишат награды. Но, пожалуй, самое главное, Павел ощутил на себе действие важного духовного закона: когда речь идет о благовестии Евангелия, Господь обильно наполняет душу благодатью тогда, когда мы безвозмездно отдаём.
Это не означает, что человек должен трудиться даром. Павел предлагает максиму христианской жизни, к которой мы должны стремиться. Если хочешь, чтобы благодать не иссякала и ещё больше наполняла твоё сердце, — научись постоянно отдавать. Нечто подобное мы видим в отношении материальных вещей. Говорят, через руки праведного Иоанна Кронштадтского проходили огромные суммы пожертвований. Люди, в благодарность за его служение и видя его бескорыстие, приносили ему большие деньги. Однако они никогда не задерживались у святого. Он сразу же передавал их нуждающимся. Поэтому и помощь никогда не иссякала.
То же самое и с внутренним состоянием. Благодать похожа на чистый горный источник, который Бог открывает в душе человека. Если мы начинаем в своей духовной жизни зацикливаться на себе, сводим всю её единственно к борьбе со своими недостатками, то есть чрезмерно концентрируемся на процессе личного совершенствования и перестаём думать об окружающих, на пути этого ручья образуется затор. Чистая, прохладная вода постепенно превращается в затхлую лужу, а потом и в болото. Так работает наш эгоизм. Всё для себя, говорит он нам. Причащаюсь, исповедуюсь, читаю молитвы, хожу в храм, держу пост — всё для себя. Чтобы стать беленьким, пушистым, чтобы Бог меня принял и мне было внутри хорошо. А люди — это лишь препятствие на пути моего духовного роста. Через них зачастую одни искушения и скорби. Вот она логика религиозного эгоиста. Апостол Павел предлагает иной путь. Для того, чтобы Дух Божий действовал в человеке, он должен думать не только о том, чтобы было хорошо мне. Он должен отдавать то, что приобрёл, другим. Ведь христианство — это жизнь по образу Бога. А Бог — это непрестанное общение Отца, Сына и Святого Духа. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, это круговорот любви. Работа над собой всего лишь помогает мне подготовить душу к принятию благодати. Но не для того, чтобы хранить её в тёмном чулане и чахнуть над ней, как Кощей над златом. А для того, чтобы наполнить этой благодатью свои мысли, чувства, слова и поступки и отдать тем, кто рядом. Чем больше отдаю, тем больше Бог наполняет меня. Перестал отдавать, замкнулся на себе, всё, всё внутри покрывается плесенью. Поэтому апостол и говорит: «Горе мне, если не благовествую».
Итак, спросим себя: какова цель нашей духовной жизни? Ради чего мы так усердно работаем над собой и участвуем в церковных обрядах? Если лишь для того, чтобы нам было хорошо на душе, — рискуем всю жизнь просидеть в своем болоте, разглядывая свои недостатки. Лишь в том случае, если все свои силы мы направляем на Евангельское служение ближним, Бог в изобилии даёт нам Свою благодать. Она выжигает в нас то скверное, что препятствует нам нести это служение. Она умножает наши таланты, чтобы мы отдавали ещё больше и ещё больше исполнялись Божественным светом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю заботы. И ни решения, ни просвета.
Мне в магазин ехать надо, так не еду: всё сижу-думаю. Погулять может? Так какие тут гулянья? Пока не найду выхода, не пойду. Телефон зазвонил, не подошла. Не до того мне — я решение ищу. Час проходит, другой. А мне всё хуже. Беды всё нарастают. И выхода всё нет.
Вдруг: стук в окно. А у нас, за окном избы кормушка висит, для птиц. Глянула: синичка там, лапкой в верёвочке запуталась. Мы на верёвочку сало подвешивали... Ох, незадача! Бьётся птичка, крыльями машет, вот-вот себя повредит! Сунула ноги в валенки, побежала на улицу. А спешить-то нельзя — еще больше птичку напугаю. Подошла тихонько. Обхватила её за крылышки, забрала в горсть. Затихла синица. Только рука-то у меня теперь занята, а одной свободной рукой узлы не распутать. Пришлось птичку выпустить, в избу вернуться. Позвонила соседке, её на помощь позвала.
Вдвоём с соседкой, осторожно и долго распутывали мы эту верёвочку вокруг птичьей лапки. Освободили беднягу, наконец. Улетела. Пошли в дом, согреваться.
Пока чай пили, рассказала мне соседка о своей жизни. Непростые времена у неё сейчас, дочь серьёзно больна. А у меня, как раз, друг есть, врач, один из лучших специалистов по России в этой области. Я ему позвонила, рассказала о проблеме, передала трубку соседке. Договорились они о консультации. Приободрилась моя соседка.
— Послушай, — говорит, — ты же сейчас в деревне одна? Муж в Москве? И ко мне дети только в выходные приедут. Так давай сегодня вместе поужинаем. А то для себя мне и готовить скучно.
Договорились мы, кто что к ужину принесёт. Соседка ушла. Я взялась делать салат. Потом уж время ужина пришло. Прихватила миску с салатом, поспешила в соседний дом. У соседки, помимо печки, ещё и камин есть. Так мы камин растопили, для уюта.
И вот, только после ужина, сидя у камина, я вдруг вспомнила о своей проблеме. Потому вспомнила, что решение в голову пришло.
Поздно вечером, уже лёжа в кровати, оглянулась я на прожитый день. И поняла, что не появись та птичка — не знаю, что и было бы со мной. Плохо мне стало бы, совсем плохо.
А ведь синицу ту мне Бог послал. Надо же было меня выудить из моего эгоизма. Когда уже весь мир не важен, а только — моё, моё лихо! И про Бога я тогда, тоже, увы, не вспомнила. Вот и постучался Он ко мне птичкой в окно. А дальше — беда соседки, звонок другу, салат к ужину, камин... И — решение моей проблемы.
Тогда, в темноте, поняв всё это, я чуть не расплакалась. Шёпотом поблагодарила Бога. И уснула.
А теперь, я очень хочу запомнить случившееся и научиться одной важной науке.
Когда беды, когда ты как собака за хвостом, бегаешь по кругу за своим лихом, упорно и бессмысленно ища выход, — немедленно выйди! Во первых, выйди из себя, из своего эгоизма. Ты — не центр мира. Оглядись, вокруг всем нужна помощь, только выйди из себя.
А во вторых — выйди, в прямом смысле слова. Оденься, выйди из дома и иди в Храм. А по дороге ты, может, встретишь синицу, соседку, друга. И это тоже Божьи встречи на твоём пути, это помощь тебе.
Так что главное, вот оно: когда беда — немедленно выйди из своей беды и иди к миру, к людям, к Богу. Там спасение.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.