
«Живёт такой парень», Киностудия им. М. Горького, режиссёр В. Шукшин
— Слышь, Егорыч!
— А?
— А поехали ко мне! А?
— Я заработать дам.
— Не знаю. Надо поговорить.
— Поговори. А мне лес надо вывозить. А своих машин не хватает. Хоть Лазаря пой.
— Ладно!
Тщетно председатель колхоза пытается заманить к себе перспективой хорошего заработка молодого шофёра из алтайской деревушки. Павел Егорович Колокольников, или просто — Пашка — удивительный человек. Посули ему за работу хоть золотые горы — он ещё подумает. Но если увидит, что и вправду нужна его помощь — бросится на выручку без раздумий, и никакой награды не потребует. Пашка — главный герой киноленты «Живёт такой парень». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали.
С этим фильмом в 1964 году дебютировал как режиссёр Василий Макарович Шукшин. Он снял картину по мотивам нескольких своих новелл. В том же 1964-м фильм завоевал награду Международного Каннского кинофестиваля «Лев святого Марка», а на Первом всесоюзном кинофестивале в Ленинграде получил премию «За жизнерадостность и лиризм». Именно эти душевные качества Шукшин вложил в главного героя своей картины «Живёт такой парень». Павел — светлый человек, непосредственный, открытый. Он шутник и балагур, но в глубине души очень ранимый. Колокольников всем хочет помочь. Делает он это, правда, порой немного своеобразно. Например, Павлу очень нравится молодая сельская библиотекарша Настя. Но девушка не отвечает ему взаимностью, более того — у неё уже есть жених. Тогда Пашка решает... её похитить. Но неожиданно, вместо того чтобы умчать куда-нибудь на своём грузовике, привозит... прямиком к сопернику. И заявляет, что не собирается стоять у него на пути. Благородный поступок немного в стиле Дон Кихота! И в этом весь Павел Колокольников, образ которого замечательно воплотил актёр Леонид Куравлёв.
Режиссёр Василий Шукшин говорил, что в своем фильме «Живет такой парень» он хотел рассказать о хорошем человеке, который, говоря образно, «развозит» на своем грузовике доброту людям. Да, его помощь часто бывает немного несуразной и даже смешной. Но Павлу хочется, чтобы люди были счастливы. Поэтому он пытается устроить свадьбу одиноких знакомых — пожилой тётки Анисьи и своего напарника, дяди Кондрата. Им ведь так не хватает семейного тепла и уюта! А потом совершает настоящий героический поступок. Какой — узнаем, посмотрев фильм Василия Шукшина «Живёт такой парень». Скажу только, что подвиг был опасным — Колокольников даже попал в больницу. И именно там неожиданно нашёл простой ответ на самый главный свой вопрос. Когда однажды ночью разговорился с соседом по палате — старым школьным учителем:
— Скажите, есть на свете счастливые люди?
— Есть.
— Нет, чтоб совсем счастливые?
— Есть.
— А я что-то не встречал. У каждого что-нибудь, да не так. По-моему, нет таких.
— Счастливых много. Ты вот тоже счастливый, только учиться тебе надо. Хороший ты парень...
— Так какое же тут счастье-то?
— Самое обыкновенное. Человек каждый день открывает для себя мир. Умеет смеяться, плакать, и прощать умеет. И делает это от души. Это — счастье.
Просто жить, быть счастливым, и делать счастливыми людей, творя добро. Никогда не терять оптимизма, даже если приходится чем-то жертвовать ради других — этому искусству и мы попробуем научиться вместе с главным героем фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень».
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема