
«Живёт такой парень», Киностудия им. М. Горького, режиссёр В. Шукшин
— Слышь, Егорыч!
— А?
— А поехали ко мне! А?
— Я заработать дам.
— Не знаю. Надо поговорить.
— Поговори. А мне лес надо вывозить. А своих машин не хватает. Хоть Лазаря пой.
— Ладно!
Тщетно председатель колхоза пытается заманить к себе перспективой хорошего заработка молодого шофёра из алтайской деревушки. Павел Егорович Колокольников, или просто — Пашка — удивительный человек. Посули ему за работу хоть золотые горы — он ещё подумает. Но если увидит, что и вправду нужна его помощь — бросится на выручку без раздумий, и никакой награды не потребует. Пашка — главный герой киноленты «Живёт такой парень». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали.
С этим фильмом в 1964 году дебютировал как режиссёр Василий Макарович Шукшин. Он снял картину по мотивам нескольких своих новелл. В том же 1964-м фильм завоевал награду Международного Каннского кинофестиваля «Лев святого Марка», а на Первом всесоюзном кинофестивале в Ленинграде получил премию «За жизнерадостность и лиризм». Именно эти душевные качества Шукшин вложил в главного героя своей картины «Живёт такой парень». Павел — светлый человек, непосредственный, открытый. Он шутник и балагур, но в глубине души очень ранимый. Колокольников всем хочет помочь. Делает он это, правда, порой немного своеобразно. Например, Павлу очень нравится молодая сельская библиотекарша Настя. Но девушка не отвечает ему взаимностью, более того — у неё уже есть жених. Тогда Пашка решает... её похитить. Но неожиданно, вместо того чтобы умчать куда-нибудь на своём грузовике, привозит... прямиком к сопернику. И заявляет, что не собирается стоять у него на пути. Благородный поступок немного в стиле Дон Кихота! И в этом весь Павел Колокольников, образ которого замечательно воплотил актёр Леонид Куравлёв.
Режиссёр Василий Шукшин говорил, что в своем фильме «Живет такой парень» он хотел рассказать о хорошем человеке, который, говоря образно, «развозит» на своем грузовике доброту людям. Да, его помощь часто бывает немного несуразной и даже смешной. Но Павлу хочется, чтобы люди были счастливы. Поэтому он пытается устроить свадьбу одиноких знакомых — пожилой тётки Анисьи и своего напарника, дяди Кондрата. Им ведь так не хватает семейного тепла и уюта! А потом совершает настоящий героический поступок. Какой — узнаем, посмотрев фильм Василия Шукшина «Живёт такой парень». Скажу только, что подвиг был опасным — Колокольников даже попал в больницу. И именно там неожиданно нашёл простой ответ на самый главный свой вопрос. Когда однажды ночью разговорился с соседом по палате — старым школьным учителем:
— Скажите, есть на свете счастливые люди?
— Есть.
— Нет, чтоб совсем счастливые?
— Есть.
— А я что-то не встречал. У каждого что-нибудь, да не так. По-моему, нет таких.
— Счастливых много. Ты вот тоже счастливый, только учиться тебе надо. Хороший ты парень...
— Так какое же тут счастье-то?
— Самое обыкновенное. Человек каждый день открывает для себя мир. Умеет смеяться, плакать, и прощать умеет. И делает это от души. Это — счастье.
Просто жить, быть счастливым, и делать счастливыми людей, творя добро. Никогда не терять оптимизма, даже если приходится чем-то жертвовать ради других — этому искусству и мы попробуем научиться вместе с главным героем фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень».
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение