Рим., 108 зач., XII, 1-3.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ежедневно мы спрашиваем друг у друга, какие у нас планы, ведь иметь планы на ближайшее время и даже на собственную жизнь кажется совершенно естественным. Но о каких планах нам стоит думать в первую очередь? Об этом апостол Павел прекрасно говорит в отрывке из 12 главы послания к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Прежде чем говорить о своих и Божиих планах, надо вспомнить, что они бывают общими и частными. Например, учитель даёт задание детям сделать поделку из определённых материалов. Он запланировал, что дети получат от него творческое задание. Дети будут делать поделку. Какую — это уже их планы, главное, чтобы поделка была сделана. Конечно, у задания могут быть дополнительные критерии — уточнён материал, размер, тема, но творческий элемент при этом останется.
Бог сотворил человека, исходя из своего замысла. При этом Он, например, поручил человеку возделывать рай и нарекать имена животным. Это был Божий план — человек был призван творчески преображать мир. При этом у самого человека вполне легально могли быть свои планы. Вот тебе плоды, вот тебе плоды на деревьях — ешь, вот земля — обрабатывай, вот тебе жена — будьте супругами, общайтесь. Только одно условие — не стремитесь к самостоятельности в вопросах добра и зла, ведь этому тебе надо будет учиться у Бога, Который сотворил мир. Что же сделал человек? Человек же решил, что он не Божий, но свой собственный и вместо вершины творения превратился в подобие чёрной дыры, которая вместо того, чтобы дарить свет или тепло, всё поглощает. Но мир Божий устроен по Божиим законам, и человеку его не переделать. Человек может бунтовать, но кроме бесконечной борьбы ничего стабильного из этого у него не выйдет, и возвращение к замыслу Творца — единственное, что может его исцелить. Собственно, Бог для того и становится Человеком, чтобы продемонстрировать всем, что верность Божиему замыслу — единственное, что может нас спасти. Христос был послушен Богу-Отцу даже до смерти, но и воскрес из мёртвых, потому что смерть оказалась над Ним бессильна. В этом и была вся суть Евангелия как благой вести — Бог милостив и Он ждёт возвращения людей на истинный путь. Именно об этом и говорит апостол Павел, когда в сегодняшнем чтении умоляет нас вспомнить о Божием милосердии и предоставить самих себя в жертву Богу. Если жертва — это то, что мы перестаём считать своим, чем мы перестаем распоряжаться, речь идёт о том, что перестать в глобальном смысле считать себя своими. Одумайтесь, говорит он, и начните жить разумно, не смотря на заблуждения этого мира. Напротив, обновите свой ум и задумайтесь над тем, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. И если путь Адама и Евы, когда они пошли против Бога, заключался в том, что они возомнили о себе чрезмерно высоко и стали строить свои планы на мироздание, путь, который предлагает апостол, подразумевает скромность в служении, которое раскрывается и развивается по мере укрепления веры во Христа.
Обращаясь к Богу, мы не получаем жёстких инструкций, которые совершенно не предполагают творчества. Напротив, мы получаем знание основных законов мира, в рамках которых можем жить и развиваться по своим планам. Главное, чтобы они были в русле любви к Богу и ближнему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю заботы. И ни решения, ни просвета.
Мне в магазин ехать надо, так не еду: всё сижу-думаю. Погулять может? Так какие тут гулянья? Пока не найду выхода, не пойду. Телефон зазвонил, не подошла. Не до того мне — я решение ищу. Час проходит, другой. А мне всё хуже. Беды всё нарастают. И выхода всё нет.
Вдруг: стук в окно. А у нас, за окном избы кормушка висит, для птиц. Глянула: синичка там, лапкой в верёвочке запуталась. Мы на верёвочку сало подвешивали... Ох, незадача! Бьётся птичка, крыльями машет, вот-вот себя повредит! Сунула ноги в валенки, побежала на улицу. А спешить-то нельзя — еще больше птичку напугаю. Подошла тихонько. Обхватила её за крылышки, забрала в горсть. Затихла синица. Только рука-то у меня теперь занята, а одной свободной рукой узлы не распутать. Пришлось птичку выпустить, в избу вернуться. Позвонила соседке, её на помощь позвала.
Вдвоём с соседкой, осторожно и долго распутывали мы эту верёвочку вокруг птичьей лапки. Освободили беднягу, наконец. Улетела. Пошли в дом, согреваться.
Пока чай пили, рассказала мне соседка о своей жизни. Непростые времена у неё сейчас, дочь серьёзно больна. А у меня, как раз, друг есть, врач, один из лучших специалистов по России в этой области. Я ему позвонила, рассказала о проблеме, передала трубку соседке. Договорились они о консультации. Приободрилась моя соседка.
— Послушай, — говорит, — ты же сейчас в деревне одна? Муж в Москве? И ко мне дети только в выходные приедут. Так давай сегодня вместе поужинаем. А то для себя мне и готовить скучно.
Договорились мы, кто что к ужину принесёт. Соседка ушла. Я взялась делать салат. Потом уж время ужина пришло. Прихватила миску с салатом, поспешила в соседний дом. У соседки, помимо печки, ещё и камин есть. Так мы камин растопили, для уюта.
И вот, только после ужина, сидя у камина, я вдруг вспомнила о своей проблеме. Потому вспомнила, что решение в голову пришло.
Поздно вечером, уже лёжа в кровати, оглянулась я на прожитый день. И поняла, что не появись та птичка — не знаю, что и было бы со мной. Плохо мне стало бы, совсем плохо.
А ведь синицу ту мне Бог послал. Надо же было меня выудить из моего эгоизма. Когда уже весь мир не важен, а только — моё, моё лихо! И про Бога я тогда, тоже, увы, не вспомнила. Вот и постучался Он ко мне птичкой в окно. А дальше — беда соседки, звонок другу, салат к ужину, камин... И — решение моей проблемы.
Тогда, в темноте, поняв всё это, я чуть не расплакалась. Шёпотом поблагодарила Бога. И уснула.
А теперь, я очень хочу запомнить случившееся и научиться одной важной науке.
Когда беды, когда ты как собака за хвостом, бегаешь по кругу за своим лихом, упорно и бессмысленно ища выход, — немедленно выйди! Во первых, выйди из себя, из своего эгоизма. Ты — не центр мира. Оглядись, вокруг всем нужна помощь, только выйди из себя.
А во вторых — выйди, в прямом смысле слова. Оденься, выйди из дома и иди в Храм. А по дороге ты, может, встретишь синицу, соседку, друга. И это тоже Божьи встречи на твоём пути, это помощь тебе.
Так что главное, вот оно: когда беда — немедленно выйди из своей беды и иди к миру, к людям, к Богу. Там спасение.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.