
Апостол Павел
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. «Take it easy» — «смотри на всё проще» — этот лозунг не так давно проник в современный лексикон и крепко там обосновался. Причём он становится эдакой «универсальной тряпочкой», которой можно накрыть всё, что угодно. Жена ушла? Расслабься. С работы выгнали? Да не переживай! Денег нет? Смотри на всё проще. В сегодняшнем чтении из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам — хлёсткое, категоричное, однозначное осуждение такого подхода к жизни — давайте послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Замечательный датский мыслитель и богослов Сёрен Кьеркегор в своих трудах призывал христиан не «упрощать» всё, а, напротив, «усложнять», относиться ко всему не «просто», поверхностно, а «серьёзно». Но эта «серьёзность» у Кьеркегора — полная противоположность воображаемой «мрачной озадаченности», как нередко нам кажется: если человек серьёзен — он «душнила» и «мракобес». Серьёзное отношение — это прежде всего внимательное, вдумчивое, рассудительное отыскивание не «вершков», а «корешков», докапывание до самой сути чего бы то ни было — а не довольствование быстрым и лежащим на поверхности результатом.
Слова апостола — точнее, его завет быть «мудрыми на добро и простыми на зло» — именно об этом. В этой фразе совмещаются два очень разных подхода. Первый — надо уметь отличать чёрное от белого, грех от добродетели, правильный поступок от преступления. И здесь не требуется особой изощрённости в плане глубокого и всестороннего анализа происходящего: как правило, излишнее мудрствование в этих вопросах лишь обличает самого «мудрствующего» как пытающегося словесной рациональной пудрой припорошить зловоние греха.
Одна из важнейших христианских добродетелей — рассудительность, на греческом «Диакрисис», переводится именно как «различение». И вот, когда это различение произведено, для каждой категории радикально меняется дальнейшая тактика поведения. Зло, дурное, греховное — отправляется в урну с крепкой крышкой — и больше в том направлении — ни шагу! А вот доброе, правильное, верное, напротив, извлекается на поверхность и подвергается тщательному обдумыванию. С той самой серьёзностью, о которой и говорил Кьеркегор.
Но почему вдруг эта «серьёзность» оказывается такой важной? Почему нельзя и к добру относиться просто, как придётся? Ответ — в одном из аграфов, незаписанных изречений Христа: «Кто близ Меня — тот близ огня; кто далеко от Меня — далеко от Царствия!». Добро — каким бы маленьким и неприметным оно ни казалось — это всегда огонь, причём его источник — не в этом мире. Всё то доброе, что делается нашими руками в этой жизни, — своего рода «точки вхождения» Божественной силы и правды в этот искорёженный грехом мир. Почему-то в голову приходит образ... точечной сварки: иногда достаточно нескольких касаний электродом в очень большой плоскости листа, чтобы он оказался крепко «прихваченным». Но если «промазать», сделать эту сварку абы как, «на авось» — всё развалится.
Наши добрые дела — это тоже своего рода «духовная точечная сварка», которой неведомыми нам судьбами Господь Бог снова и снова сшивает расползающуюся ткань бытия мира сего. И чтобы нам не промахнуться, не ёрзать по одному и тому же месту с минимальным результатом, надо действительно быть очень мудрыми и рассудительными, с открытыми ушами к слышанию и пониманию воли Того, от Кого только мы и получаем всю силу доброделания!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема