
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие радиослушатели, почему тот моральный кодекс, который ещё 200 лет назад был общераспространённым, универсальным — сегодня практически полностью разрушен? Когда на 100 заявлений о браке приходится 70, а то и 80 заявлений на развод — и это, не считая огромного числа людей, которые вообще никак не формализуют свои отношения. Как всё это вообще возможно? Где произошёл тот самый надлом, плоды которого мы с вами обильно пожинаем сегодня? Давайте послушаем отрывок из 10 главы послания апостола Павла к Римлянам и подумаем, не скрывается ли в этих словах ответ.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Апостол Павел описывает две модели поведения: первая — «праведность по закону» и вторая — «праведность по вере». Закон — он вполне понятен: есть правила, их нарушение влечёт ответственность и наказание. Казалось бы, вполне рабочая, отшлифованная веками схема. То, на чём держится вся юриспруденция. Но для апостола эта схема, напротив, нерабочая. Почему? Да потому, что по отношению к личности человека любой закон — это насилие и ограничение. И чем больше сконцентрирован человек на своей индивидуальности, чем более он свободолюбив, чем менее для него значит реакция окружающих — тем решительнее он будет переступать через любые кажущиеся универсальными рамки. А затем — он установит свой собственный «закон», и уже будет им упрекать других в их «ненормальности», то есть — «ненормативности» с его точки зрения. Как это происходит сегодня, например, в некоторых странах со всякими половыми отклонениями.
Что же предлагает апостол? Праведность не от закона, а по вере. Но как это? Что скрывается за загадочными словами о слове Писания, которое близко к человеческому сердцу и устам? Вера для апостола — не есть нечто внешнее, чужеродное и навязанное человеку. В отличие от закона, вера есть пространство личностного самоопределения человека при очевидности присутствия Бога. Именно поэтому и невозможно родителям «инъектировать» свою веру в детей: пока не произойдёт личной встречи с Богом, это «пространство веры» будет исключительно подражательным, не собственным. И потому — малоценным. Но стоит этой Встрече произойти — и человек уже не может формально отнестись к факту того, что Бог — есть, что Он — живой, что Он — любящий, беспокоящийся, заботливый — готовый снова и снова идти на Крест ради каждого из нас. Так же, как влюбившийся юноша не может «просто принять к сведению» то, что для него открылась совершенно новая страница жизни, нахлынули новые чувства, переживания, да и вообще весь мир буквально перевернулся — также и раскрывающаяся в сердце вера перенастраивает абсолютно всё во внутреннем мире человека.
Я бы аналогию с влюблённым юношей вот как продолжил. Пока юноша «в поиске» — для него бесконечно важно быть правильно одетым, стильным, любой недостаток внешности кажется критическим — кто же знает, насколько «отсекающим» он может оказаться для гипотетической другой стороны? Но как только реальная встреча произошла, общение и узнавание друг друга началось — всё это внешнее уходит на второй план: куда важнее быть рядом, в общении, в опознавании самого себя через глаза другого. Ведь в глазах любящего любые недостатки могут стать забавными чертами, несовершенства — задатками будущих достижений, жизненные ошибки — бесценным опытом. Лишь бы только свет любви не угасал — потому что только он может любое несовершенство не только «покрыть любовью», но и претворить в нечто ценное.
Надлом, о котором мы говорили в самом начале программы, был в том, что попытка устроить собственную человеческую праведность по самым высоким моральным принципам не могла не закончиться провалом. И отказавшись от очень высокой цели человек вообще решил в высь больше не стремиться. Но Христос предлагает нам совершенно иной подход — быть с Ним, жить Им, дышать Им. И тогда не наша на коленке сделанная праведность будет наполнять жизнь, а Его святость. Вот почему апостол сегодня призывает всех нас прежде всего обращать внимание не на наше формальное соответствие — или, напротив, несоответствие требованиям нравственного закона, а на то, насколько в наших сердцах есть место живой вере, которая, как и любовь, своей силой способна радикальным образом изменить и наше существо, и наше поведение!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Господь управит. Алёна Боголюбова
Мой приход в церковь начался с того, что я просто хотела поговорить со священником. У меня было несколько нерешаемых ситуаций в жизни. Сама прийти в храм и обратиться к священнику не решилась. Не знала церковного уклада. Поэтому решила найти компетентного человека, который бы познакомил со своим духовником.
Зашла в соцсети и нашла там одноклассницу. На фото подруга детства стояла в храме. Я описала ей свою ситуацию, попросила организовать встречу со священником. Одноклассница обещала все устроить, а в ответ на мой рассказ, произнесла интересную фразу: «Все Господь управит».
Я услышала слово «управит» первый раз в жизни. Оно меня поразило. Так же меня тронуло упование подруги на Бога. Я-то хотела все решить в беседе со священником, найти решения, понять свои ошибки. А тут оказалось, что действовать будет Господь.
«Господь управит» — звучало архаично, как-то старомодно для меня, тогда еще далекой от Церкви, но очень точно.
Не поправит, не выправит, не исправит, а именно управит. Исправляют, чинят, уже сломанное, а тут Господь будет управлять ситуацией, стоять над ней творить Божий порядок.
Впрочем, это возможно только, если человек сам пригласит Бога в свою жизнь, если сам захочет жить по воле Божьей. И тогда уже вместе с Творцом, в совместном созидании жизни можно обрести мир. Будут происходить те события, которые способствуют спасению души.
Я приняла это решение. Молилась, чтобы Господь наставил на путь истинный и управил всё в жизни. Всегда буду благодарна и подруге, и Господу за важнейшей поворот на моем пути. Тогда не просто решились проблемы, я обрела смысл и цель бытия. Обрела Бога.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Внезапное воровство. Алена Боголюбова
Недавно мои друзья рассказали мне как пострадали от мошенников. Их обманули, лишили сбережений.
Я сокрушалась вместе с ними. Было ощущения холода от зла, коснувшегося моих близких людей. Ну как люди могут такое совершать? — думала я. Как донести до них, что воровство — это страшный грех?
Открыла книгу отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней он очень подробно разбирает все заповеди. Я надеялась найти там слова, которыми можно вразумить неправедных людей, а нашла нечто, что заставило меня обратить внимание на собственные грехи. Может показаться, что это — пустяк. Ну, принесла подруга к столу салат в очень удобной миске. И забыла её. Ну, и ладно. Так миска теперь у меня и прижилась. Другая приятельница дала сумочку для выхода в свет очень подходящую к моему платью. И вот уже который месяц не могу её вернуть.
Спросите, при чем тут воровство? Думаю, в моем случае пока ни при чем, но такие, казалось бы мелкие моменты важно отслеживать в себе. Мне понравилось чужое. Но чужое — это же не своё. Едва ощутимое, мимолетное желание им обладать — вот уже и путь ко греху. Святые отцы учат нас побеждать страсти при первом же движении души. В зачатке.
Если малое нарушение заповеди станет нормой, дальше может последовать, пусть небольшое, но искажение системы ценностей, потом — совести.
Господь сказал: «В чем застану, в том и буду судить». Как бы нам не окончить жизнь с чужими вещами на руках и с неправильными помыслами в голове. Так что, есть о чем подумать самой, прежде чем вразумлять других. И как тут не вспомнить слова Преподобного Серафима Саровского — «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











