Пришла весна. Показалась зелёная трава и молодые листья распустились на деревьях. Лёгкий тёплый ветерок колыхал занавески в палате эвакуационного госпиталя. «Словно и нет никакой войны», — думала, глядя в окно, молодая темноволосая девушка. Шёл 1943 год — тяжёлый и переломный год Великой Отечественной... Раздались шаги — по улице шёл молодой солдат. Увидев в окне госпиталя симпатичную барышню, подмигнул и спросил с улыбкой: «Пойдём на танцы, красавица?» «Не могу. Я без причёски», — ответила та. Но солдат оказался настойчивым и через минуту уже стоял на пороге палаты. Стоял и не мог сдвинуться с места. У красавицы не было рук и ног. «Прости, сестрёнка!», — прошептал парень и, став перед нею на колени, заплакал.
Белоруске Зине Туснолобовой было 23, когда она отправилась на фронт. Мобилизации добивалась долго: несколько раз ходила в военкомат. Но ей, молодой учительнице, не имеющей военной профессии, отказывали. Тогда она прошла курсы медицинских сестёр и, наконец, была зачислена в стрелковый полк. Воронеж, Курск... Бомбёжки и взрывы. Ползком Зинаида вытаскивала раненых солдат из-под вражеских пуль, оказывала им первую помощь. Потом девушке скажут, что за 8 месяцев, проведённых на фронте, она спасла сто двадцать три солдата. А пока — танки, рвущиеся снаряды и земля, политая кровью. И одна только мысль: вызволить, перевязать, не дать погибнуть.
2 февраля 1943 года бой гремел у станции Горшечное Курской области. Зина, тогда уже старшина медицинской службы, как всегда, была в гуще сражения. Вдруг кто-то крикнул: «Капитан ранен!» Зина помчалась на помощь. Рядом разорвался снаряд. Осколок попал девушке в ногу, но она не остановилась. И снова взрыв. А потом — темнота.
Сколько времени Зина провела без сознания, она и сама не знала. Очнулась — и увидела немцев. «Фашисты ходили по полю и добивали раненых», — вспоминала Зинаида. Удар прикладом, сапогом... И снова темнота. Девушка пришла в себя только глубокой ночью. Услышала голоса. Решила — снова немцы. Притворилась мёртвой. Но это были свои. Солдаты нашли Зину, подняли, но идти медсестра не могла — она не чувствовала своего тела. В госпитале констатировали: обморожение конечностей. Началась гангрена. Врачам не оставалось ничего, кроме как ампутировать Зинаиде обе руки и ноги.
Восстановление шло долго. Зина переживала. Но не за себя — а за то, что не сможет больше принести пользу Родине. Однажды в госпиталь с концертом самодеятельности пришли рабочие машиностроительного завода. После выступления пили чай вместе с пациентами, общались. Весёлая, неунывающая Зинаида поразила всех своей силой духа. «Наши коллеги и друзья должны её увидеть!» — решили они. Через несколько дней в заводской цех внесли носилки. На них сидела Зина. Она немного волновалась. Звонким голосом девушка обратилась к рабочим: «Я так мало успела сделать для своего народа, для Родины, для Победы. Мне больно оставаться в стороне... Очень прошу: если можно — сделайте за меня хотя бы по одной заклёпке для танка!» В тот месяц завод перевыполнил план. А на танках, которые отправились на фронт с его конвейера, белой краской была выведена надпись: «За Зину Туснолобову!»
Скоро о Зинаиде узнала вся страна. Бойцы шли в атаку с её именем. Её обращения к солдатам и рабочим печатали в газетах. Простая медсестра Зина Туснолобова вдохновила тысячи людей на борьбу с фашизмом. «За Родину я готова отдать жизнь», — говорила она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема