Рим., 114 зач., XIV, 9-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская нравственность имеет очевидный прикладной характер: она направлена на то, чтобы не только исполнить волю Божию, но и не послужить источником преткновения для ближних. К сожалению, зачастую мы склонны забыть о втором, но отнюдь не второстепенном, значении христианских нравственных установок. Впрочем, у нас есть апостольские послания, через которые Церковь неустанно напоминает о том, как оставаться верными Христу во всех возможных жизненных ситуациях. Одно из таких напоминаний содержится в 14-й главе Послания апостола Павла к Римлянам, отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Апостолу Павлу была прекрасно знакома наша общечеловеческая проблема: мы очень любим выносить свой вердикт в отношении других людей. Если обратить внимание на наши повседневные разговоры, то легко заметить, что чаще всего они касаются, тех, кого нет рядом, мы рассказываем новости о них, и выносим свои суждения относительно их поступков. Если же попытаться это не делать и в разговорах никак не упоминать никого, кроме непосредственных собеседников, то оказывается, что тем для разговора как будто бы и нет. Апостол Павел в этом отрывке Послания к Римлянам напомнил известную христианскую истину: «А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов... Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим.14:10,12).
Но если не обсуждать других, и если это, как правило, единственная тема для разговоров, то о чём же беседовать с теми, с кем нас не связывают рабочие отношения? У апостола есть ответ на этот вопрос: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14:13). Апостольский ответ можно переформулировать и сказать так: «Рассуждайте о себе самих, и о том, чтобы самому не послужить причиной впадения в осуждение». А это, как мы понимаем, очень непросто, ведь люди склонны выискивать причины для осуждения, иногда такой причиной может стать даже внешность, и совершенно очевидно, что невозможно жить так, чтобы не подвергаться осуждению: Христа, у Которого не было греха, тоже осуждали, и в конечном итоге осудили на казнь. Поэтому слова апостола нуждаются в уточнении, и такое уточнение нам предлагают комментаторы Послания к Римлянам. Один из современных комментаторов из контекста речи апостола Павла делает вывод, что смысл слов апостола состоит в том, чтобы не давать никому повода для соблазна «из-за компромисса со своей совестью и жизненными принципами».
Это мнение видится обоснованным, потому что апостол Павел написал свои слова в связи с совершенно конкретной темой — темой пищевых ограничений. В его время многие христиане из числа иудеев не могли в полной мере отойти от ветхозаветных постановлений относительно дозволенных и недозволенных продуктов, и зачастую, декларируя один принцип, на людях они следовали другому, и такое двоедушие, конечно же, было поводом для соблазна. У Христа же не было никакого двоедушия, Он всегда оставался верен Своим словам, и только такая верность, по мысли апостола Павла, способна сохранить человека от того, чтобы он послужил соблазном кому бы то ни было, только такая верность может дать «праведность и мир и радость во Святом Духе» (см. Рим. 14:17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера, таланты, самореализация». Евгения Ульева
У нас в гостях была психолог, мама восьми детей Евгения Ульева.
Мы говорили о том, как реализовать данные Богом таланты, как чувствовать вдохновение и радость от своего дела и как быть, если кажется, что не удается найти и выполнить свое предназначение.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова