
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская нравственность имеет очевидный прикладной характер: она направлена на то, чтобы не только исполнить волю Божию, но и не послужить источником преткновения для ближних. К сожалению, зачастую мы склонны забыть о втором, но отнюдь не второстепенном, значении христианских нравственных установок. Впрочем, у нас есть апостольские послания, через которые Церковь неустанно напоминает о том, как оставаться верными Христу во всех возможных жизненных ситуациях. Одно из таких напоминаний содержится в 14-й главе Послания апостола Павла к Римлянам, отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Апостолу Павлу была прекрасно знакома наша общечеловеческая проблема: мы очень любим выносить свой вердикт в отношении других людей. Если обратить внимание на наши повседневные разговоры, то легко заметить, что чаще всего они касаются, тех, кого нет рядом, мы рассказываем новости о них, и выносим свои суждения относительно их поступков. Если же попытаться это не делать и в разговорах никак не упоминать никого, кроме непосредственных собеседников, то оказывается, что тем для разговора как будто бы и нет. Апостол Павел в этом отрывке Послания к Римлянам напомнил известную христианскую истину: «А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов... Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим.14:10,12).
Но если не обсуждать других, и если это, как правило, единственная тема для разговоров, то о чём же беседовать с теми, с кем нас не связывают рабочие отношения? У апостола есть ответ на этот вопрос: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14:13). Апостольский ответ можно переформулировать и сказать так: «Рассуждайте о себе самих, и о том, чтобы самому не послужить причиной впадения в осуждение». А это, как мы понимаем, очень непросто, ведь люди склонны выискивать причины для осуждения, иногда такой причиной может стать даже внешность, и совершенно очевидно, что невозможно жить так, чтобы не подвергаться осуждению: Христа, у Которого не было греха, тоже осуждали, и в конечном итоге осудили на казнь. Поэтому слова апостола нуждаются в уточнении, и такое уточнение нам предлагают комментаторы Послания к Римлянам. Один из современных комментаторов из контекста речи апостола Павла делает вывод, что смысл слов апостола состоит в том, чтобы не давать никому повода для соблазна «из-за компромисса со своей совестью и жизненными принципами».
Это мнение видится обоснованным, потому что апостол Павел написал свои слова в связи с совершенно конкретной темой — темой пищевых ограничений. В его время многие христиане из числа иудеев не могли в полной мере отойти от ветхозаветных постановлений относительно дозволенных и недозволенных продуктов, и зачастую, декларируя один принцип, на людях они следовали другому, и такое двоедушие, конечно же, было поводом для соблазна. У Христа же не было никакого двоедушия, Он всегда оставался верен Своим словам, и только такая верность, по мысли апостола Павла, способна сохранить человека от того, чтобы он послужил соблазном кому бы то ни было, только такая верность может дать «праведность и мир и радость во Святом Духе» (см. Рим. 14:17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема