Картина Аполлинария Васнецова «Озеро» чем-то напоминает нерассказанную сказку.
«Величественный реквием» — так назвал её художник Михаил Нестеров.
Какое же озеро изображено на полотне? И какая тут скрывается тайна?

— Простите, вам не мешает открытая штора? Солнце яркое сегодня, и светит прямо на вас. Может быть, закрыть?
— Благодарю, не нужно. Такое хорошее солнышко. Тем более, мы будем проезжать сейчас красивое озеро.
— Меня зовут Виктор Андреевич.
— А меня Маргарита Константиновна. Очень приятно. Вот и озеро. Посмотрите, какое великолепие!
— Действительно, потрясающая красота. Какие холодные, тёмные воды. Деревья вокруг такие древние, замшелые. Вдали деревенька виднеется... Вы знаете, что-то мне этот пейзаж очень напоминает... А, вот что! Мою любимую картину «Озеро» Аполлинария Васнецова!
— Правда? Это ваша любимая картина? А я её часто вижу на работе. Я работаю в Третьяковской Галерее.
— Да вы что? Замечательно! Скажите, пожалуйста, а Васнецов писал эту картину с натуры, или образ озера он придумал?
— Натура была, но писал её Васнецов по памяти. Скорее всего, на картине он изобразил озеро Светлояр в Нижегородской области. И действительно, оно во многом похоже на то озеро, которое мы с вами проезжаем.
— А откуда мы знаем, что Васнецов писал именно озеро Светлояр?
— В 1902 году, когда Васнецов создал свой шедевр, он как раз занимался декорациями к опере Сергея Василенко «Град Китеж». Легенда гласит, что древнерусский город Китеж при нашествии татар скрылся на дне озера Светлояр. Так вот, если сравнить пейзажи Светлояра и картину Аполлинария Михайловича, мы увидим приблизительно один и тот же ландшафт.
— Так вот откуда необычайная таинственность полотна! Значит, град Китеж... Я иногда подолгу смотрю на репродукцию этой картины и чувствую, что там очень много смысла, глубины. Всё это трудно выразить словами.
— Величественный реквием — так художник Нестеров назвал эту картину. Васнецов будто прощается с ушедшей в прошлое древней Русью, доносит до зрителя её последние отблески. Он сплетает реальный вид озера Светлояр с былинным эпосом. Мы словно видим в тёмных водах какие-то очертания канувшего туда Китежа. Гениальный художник достигает здесь совершенно потрясающего эффекта.
— Как будто нерассказанная сказка, правда?
— Очень хорошее сравнение! Да, действительно, перед нами чарующий и загадочный вид, какая-то нераскрытая тайна. Героев сказки пока нет. Но такое впечатление, будто действо вот-вот начнётся, и из непроходимого леса выйдут персонажи.
— На картине изображена одинокая женщина, собирающая белые цветы на берегу. Кто она?
— Есть такое мнение, что женщина собирает цветы на могилу. Может быть, предчувствие трагических революционных событий...
— Очень неожиданная трактовка! Но, что удивительно, при всех этих возможных смыслах картина всё-таки производит очень светлое, мирное впечатление.
— Да. Вы правы. Бывает, я иногда понервничаю на работе — но как постою немного возле этой картины, на душе спокойно становится.
— Маргарита Константиновна, спасибо вам огромное. Когда я буду в Москве, обязательно приду в Третьяковскую галерею — чтобы по-новому взглянуть на шедевр Васнецова «Озеро».
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема