Картина Аполлинария Васнецова «Озеро» чем-то напоминает нерассказанную сказку.
«Величественный реквием» — так назвал её художник Михаил Нестеров.
Какое же озеро изображено на полотне? И какая тут скрывается тайна?
— Простите, вам не мешает открытая штора? Солнце яркое сегодня, и светит прямо на вас. Может быть, закрыть?
— Благодарю, не нужно. Такое хорошее солнышко. Тем более, мы будем проезжать сейчас красивое озеро.
— Меня зовут Виктор Андреевич.
— А меня Маргарита Константиновна. Очень приятно. Вот и озеро. Посмотрите, какое великолепие!
— Действительно, потрясающая красота. Какие холодные, тёмные воды. Деревья вокруг такие древние, замшелые. Вдали деревенька виднеется... Вы знаете, что-то мне этот пейзаж очень напоминает... А, вот что! Мою любимую картину «Озеро» Аполлинария Васнецова!
— Правда? Это ваша любимая картина? А я её часто вижу на работе. Я работаю в Третьяковской Галерее.
— Да вы что? Замечательно! Скажите, пожалуйста, а Васнецов писал эту картину с натуры, или образ озера он придумал?
— Натура была, но писал её Васнецов по памяти. Скорее всего, на картине он изобразил озеро Светлояр в Нижегородской области. И действительно, оно во многом похоже на то озеро, которое мы с вами проезжаем.
— А откуда мы знаем, что Васнецов писал именно озеро Светлояр?
— В 1902 году, когда Васнецов создал свой шедевр, он как раз занимался декорациями к опере Сергея Василенко «Град Китеж». Легенда гласит, что древнерусский город Китеж при нашествии татар скрылся на дне озера Светлояр. Так вот, если сравнить пейзажи Светлояра и картину Аполлинария Михайловича, мы увидим приблизительно один и тот же ландшафт.
— Так вот откуда необычайная таинственность полотна! Значит, град Китеж... Я иногда подолгу смотрю на репродукцию этой картины и чувствую, что там очень много смысла, глубины. Всё это трудно выразить словами.
— Величественный реквием — так художник Нестеров назвал эту картину. Васнецов будто прощается с ушедшей в прошлое древней Русью, доносит до зрителя её последние отблески. Он сплетает реальный вид озера Светлояр с былинным эпосом. Мы словно видим в тёмных водах какие-то очертания канувшего туда Китежа. Гениальный художник достигает здесь совершенно потрясающего эффекта.
— Как будто нерассказанная сказка, правда?
— Очень хорошее сравнение! Да, действительно, перед нами чарующий и загадочный вид, какая-то нераскрытая тайна. Героев сказки пока нет. Но такое впечатление, будто действо вот-вот начнётся, и из непроходимого леса выйдут персонажи.
— На картине изображена одинокая женщина, собирающая белые цветы на берегу. Кто она?
— Есть такое мнение, что женщина собирает цветы на могилу. Может быть, предчувствие трагических революционных событий...
— Очень неожиданная трактовка! Но, что удивительно, при всех этих возможных смыслах картина всё-таки производит очень светлое, мирное впечатление.
— Да. Вы правы. Бывает, я иногда понервничаю на работе — но как постою немного возле этой картины, на душе спокойно становится.
— Маргарита Константиновна, спасибо вам огромное. Когда я буду в Москве, обязательно приду в Третьяковскую галерею — чтобы по-новому взглянуть на шедевр Васнецова «Озеро».
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура».
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема