— Вы только посмотрите, Маргарита Константиновна — этюд Левитана! Как неожиданно увидеть картину любимого художника на Святой земле, в Израильском музее Иерусалима!
— Неожиданно и очень приятно. В жаркой стране пейзаж «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря» освежает лучше любого кондиционера. Какой живительной прохладой веет от него!
— Контраст полотна с окружающей нас действительностью впечатляет! За окном каменные улицы древнего восточного города, толпы паломников со всего мира, а на картине покосившиеся избушки на берегу студёной реки, размытая дорога и одинокий человек, бредущий в сумерках.
— Но есть и общие черты. По улицам Иерусалима ходил Спаситель. И глядя на полотно Левитана, невольно вспоминаешь строки Фёдора Тютчева: «Удручённый ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя».
— Да, но что вам подсказало о присутствии Христа в пейзаже Левитана?
— Само название — «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря». В изображении ничто не указывает на то, что обитель рядом. Тем не менее, художник счёл необходимым упомянуть её, значит, для него это важно.
— Вы полагаете?
— Посудите сами. Картина — о невзгодах, которые преодолевал крестьянин средней полосы России. Левитан показал короткое и дождливое лето.
— Верно, трава ещё зеленая, но холодно уже по-осеннему — одинокий путник кутается в длинный плащ.
— Такая погода чревата неурожаями, а значит бедностью. Люди не имели возможности строить добротные дома и жили в ветхих лачугах, которые не спасали зимой от холода. Приходилось голодать и мёрзнуть. Все эти трудности можно было пережить только с Божией помощью. И художник подчёркивает, что рядом монастырь, пространство непрестанной молитвы.
— А что это за деревня на картине, не знаете?
— Могу предположить. Полотно датировано серединой восьмидесятых годов девятнадцатого века, а лето 1884-го Исаак Левитан провёл в Саввинской Слободе под Звенигородом.
— Точно, как я мог об этом забыть! Там неподалёку снимало дачу семейство Чеховых, а Левитан близко дружил и с Антоном Павловичем, и с его братом Николаем. Художник проводил время в радостном общении. Хотя по картине, которая висит перед нами, этого не скажешь. Она полна сумрачного драматизма.
— Но при этом, обратите внимание, большую половину полотна занимает изображение неба, на котором сквозь мглу прорывается яркий луч. Тьма не сдаётся, тучи клубятся, навевая тревогу. Но в самом центре облако сияет жемчужным свечением и дарит надежду.
— Надежду?
— Конечно. Подобно тому, как на небе побеждает свет, так и на земле однажды всё преобразится Божией благодатью. Невзгоды уйдут, и останется только радость.
— Мысль поистине евангельская, Маргарита Константиновна! Как видно, неспроста картина Исаака Левитана «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря» экспонируется в музее Иерусалима. Она созвучна духу Евангелия.
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
9 мая. О благодарственном молебне Господу Иисусу Христу
Сегодня 9 мая. День Победы.
О благодарственном молебне Господу Иисусу Христу в этот день, — протоиерей Константин Харитонов.