Настоящему таланту, как и любви, все возрасты покорны. Одно из доказательств этому — картина «Встреча зари после выпускного бала». Художник Василий Бакшеев написал ее в возрасте 89 лет и посвятил юношеским надеждам на светлое будущее.

— Вот и стали мы на год взрослей, И пора настаёт,
Мы сегодня своих голубей Провожаем в прощальный полёт.
Пусть летят они, летят И нигде не встречают преград.
— Добрый день, Владимир Николаевич! Какой у вас приятный баритон.
— О, здравствуйте, Маргарита Константиновна! Полно, вы меня засмущали.
— А вы меня, признаться, удивили — не каждый день посетители поют в Третьяковской галерее.
— Не удержался, простите. Но невозможно не запеть, глядя на картину «Встреча зари после выпускного бала!»
— Да, полотно и впрямь созвучно песне, которую вы так проникновенно исполнили. Она была написана для кинофильма «Прощайте, голуби». Эта лента о юношеских надеждах, и работа художника Василия Бакшеева посвящена тому же. Автор изобразил один из самых трепетных моментов прощания с детством на пороге взрослой жизни — школьный выпускной вечер.
— Точнее, даже утро — видите, рассвет встаёт над городом. Группа девушек встречает солнце на мосту над рекой. Заря позолотила белые платья, и праздничные одежды кажутся ангельским оперением.
— Так художник подчеркнул чистоту девичьих сердец. Взгляните на лица выпускниц — они полны света, нежности.
— Особенна вот эта девчушка трогательна — с длинной косой, справа. Вытянулась как струна, того и гляди зазвенит. Смотрит вдаль так сосредоточенно...
— Наверное, задумалась о своём будущем.
— Скорее всего! Но почему она так серьезна?
— Картина написана в 1951 году. Всего шесть лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне. Эти девочки взрослели под вой сирен воздушной тревоги, они хлебнули горя. И потому нет присущего юности легкомыслия в их размышлениях о предстоящем пути.
— И художник, судя по всему, это прекрасно понимал! Он ведь тоже пережил войну. Может быть, даже на фронте был.
— Нет, Владимир Николаевич. Василий Бакшеев не мог пойти на фронт — в годы Великой Отечественной ему было уже за восемьдесят. А картину «Встреча зари после выпускного бала» он написал в восемьдесят девять.
— В восемьдесят девять!! Потрясающе! В столь пожилом возрасте человек не утратил жизнелюбия — в его работе такие свежие, радостные краски!
— Палитра Василия Николаевича во все периоды его творчества была светла и воздушна. Он мастер запечатлевать тончайшие, неповторимые оттенки и полутона. Когда работы Бакшеева увидел Илья Репин, он написал автору восторженные строки: «Сколько света, как чудно! Гляжу и не нагляжусь! Каждый мазок расцеловать хочется!».
— То же самое можно сказать и про картину «Встреча зари после выпускного бала!».
— Мастер вложил в эту работу все свои чаяния о том, что будущее родной страны окажется светлым. Василий Николаевич писал с надеждой, и в её свете талант художника сверкнул, как бриллиант. Недаром полотно стало экспонатом Третьяковской галереи.
— Как вы хорошо сказали про свет надежды. Ведь это его сияние встаёт над городом, озаряет лица девочек на картине «Встреча зари после выпускного бала!».
— Здесь не только надежда, но и решимость сделать всё, чтобы она осуществилась. Как в песне, что вам вспомнилась. «Наступай, наше завтра, скорей, Распахнись, небосвод. Мы гоняли вчера голубей, Завтра спутники пустим в полёт».
— «Пусть летят они, летят. И нигде не встречают преград».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер