Настоящему таланту, как и любви, все возрасты покорны. Одно из доказательств этому — картина «Встреча зари после выпускного бала». Художник Василий Бакшеев написал ее в возрасте 89 лет и посвятил юношеским надеждам на светлое будущее.
— Вот и стали мы на год взрослей, И пора настаёт,
Мы сегодня своих голубей Провожаем в прощальный полёт.
Пусть летят они, летят И нигде не встречают преград.
— Добрый день, Владимир Николаевич! Какой у вас приятный баритон.
— О, здравствуйте, Маргарита Константиновна! Полно, вы меня засмущали.
— А вы меня, признаться, удивили — не каждый день посетители поют в Третьяковской галерее.
— Не удержался, простите. Но невозможно не запеть, глядя на картину «Встреча зари после выпускного бала!»
— Да, полотно и впрямь созвучно песне, которую вы так проникновенно исполнили. Она была написана для кинофильма «Прощайте, голуби». Эта лента о юношеских надеждах, и работа художника Василия Бакшеева посвящена тому же. Автор изобразил один из самых трепетных моментов прощания с детством на пороге взрослой жизни — школьный выпускной вечер.
— Точнее, даже утро — видите, рассвет встаёт над городом. Группа девушек встречает солнце на мосту над рекой. Заря позолотила белые платья, и праздничные одежды кажутся ангельским оперением.
— Так художник подчеркнул чистоту девичьих сердец. Взгляните на лица выпускниц — они полны света, нежности.
— Особенна вот эта девчушка трогательна — с длинной косой, справа. Вытянулась как струна, того и гляди зазвенит. Смотрит вдаль так сосредоточенно...
— Наверное, задумалась о своём будущем.
— Скорее всего! Но почему она так серьезна?
— Картина написана в 1951 году. Всего шесть лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне. Эти девочки взрослели под вой сирен воздушной тревоги, они хлебнули горя. И потому нет присущего юности легкомыслия в их размышлениях о предстоящем пути.
— И художник, судя по всему, это прекрасно понимал! Он ведь тоже пережил войну. Может быть, даже на фронте был.
— Нет, Владимир Николаевич. Василий Бакшеев не мог пойти на фронт — в годы Великой Отечественной ему было уже за восемьдесят. А картину «Встреча зари после выпускного бала» он написал в восемьдесят девять.
— В восемьдесят девять!! Потрясающе! В столь пожилом возрасте человек не утратил жизнелюбия — в его работе такие свежие, радостные краски!
— Палитра Василия Николаевича во все периоды его творчества была светла и воздушна. Он мастер запечатлевать тончайшие, неповторимые оттенки и полутона. Когда работы Бакшеева увидел Илья Репин, он написал автору восторженные строки: «Сколько света, как чудно! Гляжу и не нагляжусь! Каждый мазок расцеловать хочется!».
— То же самое можно сказать и про картину «Встреча зари после выпускного бала!».
— Мастер вложил в эту работу все свои чаяния о том, что будущее родной страны окажется светлым. Василий Николаевич писал с надеждой, и в её свете талант художника сверкнул, как бриллиант. Недаром полотно стало экспонатом Третьяковской галереи.
— Как вы хорошо сказали про свет надежды. Ведь это его сияние встаёт над городом, озаряет лица девочек на картине «Встреча зари после выпускного бала!».
— Здесь не только надежда, но и решимость сделать всё, чтобы она осуществилась. Как в песне, что вам вспомнилась. «Наступай, наше завтра, скорей, Распахнись, небосвод. Мы гоняли вчера голубей, Завтра спутники пустим в полёт».
— «Пусть летят они, летят. И нигде не встречают преград».
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.