Рим., 105 зач., XI, 2-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Усталость и пренебрежение к исполнению своего профессионального долга — это явление довольно распространённое и знакомое современному человеку. А бывает ли нечто подобное в духовной жизни и если да, то в чём причина подобного состояния? Тот отрывок из 11 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, содержит рассуждения именно на эту тему. Давайте послушаем.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Апостолу Павлу, по происхождению иудею, было очень тяжело переживать тот факт, что его собратья не приняли долгожданного Мессию. Означает ли это, что Бог отвернулся от Своего любимого ребёнка, о котором Он так нежно заботился?
Для ответа на этот вопрос апостол обращается к истории Ветхого Завета. Он вспоминает эпизод, который произошёл много столетий назад с пророком Илией. Тогда практически весь Израиль впал в идолопоклонство. Пророку казалось, что он один остался верным Творцу. Однако Господь, утешая его, ответил, что есть по всей стране ещё семь тысяч человек, которые не уклонились от истинной веры. Священное Писание называет эту группу «остатком». Несмотря на разгул беззакония, тотальное неверие и отступление, всегда остаются благочестивые и преданные верующие, которые собираются вокруг Господа. Это касается и современников Павла. По его мысли, Бог не отверг Израиль полностью. Есть среди евреев, кто уверовал во Христа и последовал за Ним. И теперь вместе с бывшими язычниками они образовывают новый Израиль, который связан не кровными узами, но Духом Божиим.
Что же произошло с остальными. Они ожесточились на Бога. Для того, чтобы объяснить, как так получилось, что внешне благочестивые иудеи не вошли в остаток, Павел использует ряд ярких образов. Он говорит о том, что Бог попустил им впасть в некое оцепенение, вялую сонливость, которая не позволяет им адекватно воспринимать действительность. Они живут, словно вальяжно развалились за роскошной трапезой, и по причине расслабленности и опьянения потеряли всякую духовную бдительность. Им казалось, что они какие-то исключительные лишь по факту того, что являются потомками праведного Авраама. Это самодовольство и стало для них губительным. В этом состоянии они, по словам Павла, ожесточились. Греческий глагол, который использует апостол, можно перевести как «омозолились», то есть стали настолько нечувствительны и не восприимчивы к слову Бога, будто их сердца превратились в одну большую грубую мозоль, нарост без всяких нервных окончаний. В таком состоянии человек становится неспособен воспринимать духовные истины. Само по себе это уже наказание для человека, который является духовным существом и нуждается в постоянном богообщении. Однако грядёт и последний суд, где остаток будет отделён от тех, кто при жизни не хотел слышать Творца и участь которых будет печальна.
Прислушаемся к словам апостола. Тот факт, что мы принадлежим к Церкви Христовой, не гарантирует нам автоматического спасения. Подобное может прийти лишь на ум человеку самодовольному. Боже упаси нас от подобного мыслей и состояний. Для спасения необходимо стать участником остатка. А для этого мы призваны всю свою жизнь, все свои чувства, мысли, слова и поступки подчинить Евангелию Христову. Чтобы те духовные истины, которые нам порой знакомы с детства или которые мы ежедневно слышим из уст проповедников, находим на страницах священных книг, казались нам не избитыми, привычными и обыденными, словно их смысл выцвел и поблёк, но чтобы они звучно отзывались в нашем сердце и никогда не теряли для нас свою новизну, свежесть и глубину.
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов