
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Усталость и пренебрежение к исполнению своего профессионального долга — это явление довольно распространённое и знакомое современному человеку. А бывает ли нечто подобное в духовной жизни и если да, то в чём причина подобного состояния? Тот отрывок из 11 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, содержит рассуждения именно на эту тему. Давайте послушаем.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Апостолу Павлу, по происхождению иудею, было очень тяжело переживать тот факт, что его собратья не приняли долгожданного Мессию. Означает ли это, что Бог отвернулся от Своего любимого ребёнка, о котором Он так нежно заботился?
Для ответа на этот вопрос апостол обращается к истории Ветхого Завета. Он вспоминает эпизод, который произошёл много столетий назад с пророком Илией. Тогда практически весь Израиль впал в идолопоклонство. Пророку казалось, что он один остался верным Творцу. Однако Господь, утешая его, ответил, что есть по всей стране ещё семь тысяч человек, которые не уклонились от истинной веры. Священное Писание называет эту группу «остатком». Несмотря на разгул беззакония, тотальное неверие и отступление, всегда остаются благочестивые и преданные верующие, которые собираются вокруг Господа. Это касается и современников Павла. По его мысли, Бог не отверг Израиль полностью. Есть среди евреев, кто уверовал во Христа и последовал за Ним. И теперь вместе с бывшими язычниками они образовывают новый Израиль, который связан не кровными узами, но Духом Божиим.
Что же произошло с остальными. Они ожесточились на Бога. Для того, чтобы объяснить, как так получилось, что внешне благочестивые иудеи не вошли в остаток, Павел использует ряд ярких образов. Он говорит о том, что Бог попустил им впасть в некое оцепенение, вялую сонливость, которая не позволяет им адекватно воспринимать действительность. Они живут, словно вальяжно развалились за роскошной трапезой, и по причине расслабленности и опьянения потеряли всякую духовную бдительность. Им казалось, что они какие-то исключительные лишь по факту того, что являются потомками праведного Авраама. Это самодовольство и стало для них губительным. В этом состоянии они, по словам Павла, ожесточились. Греческий глагол, который использует апостол, можно перевести как «омозолились», то есть стали настолько нечувствительны и не восприимчивы к слову Бога, будто их сердца превратились в одну большую грубую мозоль, нарост без всяких нервных окончаний. В таком состоянии человек становится неспособен воспринимать духовные истины. Само по себе это уже наказание для человека, который является духовным существом и нуждается в постоянном богообщении. Однако грядёт и последний суд, где остаток будет отделён от тех, кто при жизни не хотел слышать Творца и участь которых будет печальна.
Прислушаемся к словам апостола. Тот факт, что мы принадлежим к Церкви Христовой, не гарантирует нам автоматического спасения. Подобное может прийти лишь на ум человеку самодовольному. Боже упаси нас от подобного мыслей и состояний. Для спасения необходимо стать участником остатка. А для этого мы призваны всю свою жизнь, все свои чувства, мысли, слова и поступки подчинить Евангелию Христову. Чтобы те духовные истины, которые нам порой знакомы с детства или которые мы ежедневно слышим из уст проповедников, находим на страницах священных книг, казались нам не избитыми, привычными и обыденными, словно их смысл выцвел и поблёк, но чтобы они звучно отзывались в нашем сердце и никогда не теряли для нас свою новизну, свежесть и глубину.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем книги Нового Завета, нам не стоит забывать, что первоначально они не имели привычную нам форму, в их тексте не было разделения на главы и абзацы, разделения на строки тоже не было; листы, на которых написан текст, не имели нумерации, и не были сшиты между собой, а некоторые из листов существенным образом пострадали во время путешествий. Поэтому не стоит ожидать от книг Нового Завета привычной нам гладкости повествования, ведь может оказаться, что какие-то листы были перепутаны, а некоторые и вовсе изначально были частью совсем другой книги. Учёные предполагают, что именно так произошло с 6-й главой Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Нам достаточно быть внимательными людьми, чтобы понять: только что прозвучавший отрывок апостольского послания к Коринфянам какой-то странный. Сначала апостол Павел написал о своём отношении к общине Коринфа, сказал, что его сердце открыто для них, и что он надеется на взаимность, а сразу после этого внезапно начинается разговор про попытки совмещения праведности и греха, что, конечно же, невозможно, а потому человек должен избрать что-то одно, и вполне очевидно, каким должен быть выбор христиан. Странность прозвучавшего отрывка современные учёные объясняют довольно простым образом: мы имеем дело со вставкой, которая первоначально относилась к какому-то иному посланию апостола Павла, возможно, к тому, которое не сохранилось, и было отправлено в Коринф прежде известного нам Первого послания к Коринфянам.
Конечно, особенности услышанного нами отрывка не делают его менее важным; его происхождение любопытно, и не более того, а потому нам стоит обратить внимание на суть прозвучавших слов. С одной стороны, они довольно просты: апостол Павел любил своих духовных чад, он многое делал для них, и вполне естественно, что он ожидал от них взаимности. Впрочем, здесь важно заметить, что взаимная любовь христиан — вовсе не равна взаимной любви во внехристианских сообществах или же взаимной любви в обыденном смысле этого понятия; любовь христиан друг ко другу берет своё основание во Христе, и не зависит от каких бы то ни было личных качеств людей. Своими словами апостол Павел призывал не только к доброжелательному отношению к самому себе, то есть к Павлу; апостол призывал к исполнению Христовой заповеди, ведь никто не сможет обрести спасение, если пренебрежёт словами Христа.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка тоже просты и в достаточной мере очевидны: попросту глупо думать, что есть какая-то возможность служить и Богу, и Его противнику. Как мы помним, сама евангельская история показывает, что ни у кого не получилось успешно пройти по этому пути.
Бог требует от нас сделать выбор. Собственно, так было с момента сотворения человека: Адаму было предложено выбрать — либо он слушает Бога, либо он избирает другой путь. Адам попытался и вкусить запретный плод, и остаться в раю, но у него, как мы помним, это не получилось, ведь сам рай — это ничто иное, как общение с Богом, не подразумевающее и намёка на возможность измены Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианское отношение к смерти». Протоиерей Дионисий Лобов

У нас в студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Мы говорили о христианском отношении к смерти и о том, как принимать и переживать расставание с уходящими из земной жизни близкими.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер