
Анна Тумаркина
Для православного христианина борьба со страстями—состояние привычное, фактически постоянное. Страсть — это грех, ставший привычкой. Некоторые грехи мы называем зависимостями — зависимости химические, скверные привычки, такие, как курение или пьянство, зависимости эмоциональные, социальные, имя им — легион. А еще грехи-зависимости похожи на тараканов: где одна, там и много. Однако мне, похоже, удалось победить одну неприятную страсть, ставшую самой настоящей зависимостью.
Как частенько вспоминают мои друзья, я была великий острослов. Точнее, сквернослов, использующий замысловатые лексические конструкции по любому поводу. Я не стеснялась ругаться практически нигде, разве что учеников и студентов щадила, но только потому, что боялась увольнения за использование ненормативной лексики. Я не просто великолепно владела, так сказать, предметом, но и хорошо знала историю русского мата со всеми этимологическими нюансами. И это создавало дополнительное препятствие для отказа от привычки сквернословить, потому, что не так-то просто отказаться от предмета или занятия, в котором чувствуешь себя практически экспертом.
Однако бранная лексика не может не создавать проблем тому, кто ее использует. Сначала меня довольно резко одернула подруга, когда я явно нецензурно перешутила, да еще и невпопад. Разгорелся острый конфликт, но его удалось погасить, и я продолжила ругаться, как ни в чем не бывало. Затем я подумала, что интеллигентному человеку выражаться некомильфо, и дала себе обязательство за каждое матерное слово снимать с карточки по две тысячи рублей и отдавать хоть на храм, хоть нищему на вокзале. Главное не иметь возможности вернуть эту сумму обратно. Я довольно болезненно пережила невозможность приобрести вон ту милую сумочку и вон те изящные туфельки, но со временем забыла о собственном обещании и все продолжилось.
Так бы я самовыражалась и по сей день, пока однажды совершенно случайно не услышала одну из своих фирменных многоэтажных конструкций...из уст восьмилетнего сына. И мне стало по-настоящему страшно. Страшно настолько, что пришлось задуматься: а почему я вообще ругаюсь? Разве это мне как-то помогает в жизни? Является каким-то моим неотъемлемым качеством? Нет. Я заглянула в себя и поняла, что ругаюсь только потому, что я...беззащитна.
У ежа есть колючки, у тигра когти и физическая сила, а я не чувствую себя защищенной. Поэтому практически всю жизнь только и делаю, что обороняюсь. Даже если никто не нападает, проще сразу выставить защиту, чем после зализывать раны. Только вот беда: защита в виде острых словечек плохо работает. Все равно чувствуешь себя рыбой, выброшенной на лед, разве что ядовитой, как фугу или крылатка. Но мне нужна защита. И я начала молиться, просить Бога, чтобы он научил меня держать оборону. Помощь пришла не в тот же миг, но она пришла.
Прошло какое-то время, и до меня внезапно дошло, что никакой новой защиты мне не нужно. Потому, что моя защита со мной была, есть и будет всегда. Более того, я всегда была в безопасности, но била ложную тревогу, потому, что забыла...что Бог меня любит и бережет всю мою жизнь. Именно Его любовь, а не грозное словесное оружие создает в моей жизни ощущение базовой безопасности. Теперь, когда я эту любовь осознала, мне даже не так важно, могут ли на меня напасть — я неуязвима. И больше не нужно ругаться, ни грубо, ни токсично-интеллигентски.
Я не беру на себя смелость утверждать, что больше ни разу в жизни не выругаюсь, это было бы самонадеянно. Однако, начало положено. Ведь Бог нас в обиду не даст.
Все выпуски программы Частное мнение
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема