Благодаря выходу Алексея Архиповича Леонова в открытый космос отечественная космонавтика продвинулась далеко вперед.
Леонов о небе мечтал с детства, а также любил рисовать и даже хотел поступать в Рижскую академию художеств. Но мечта летать оказалась сильнее: в 1953 году он начал обучение в Кременчугской авиационной школе. В 1960 году Алексей Архипович был зачислен в отряд космонавтов. А 18 марта 1965 года с космодрома Байконур Леонов отправился в космос.
Как связан Алексей Архипович Леонов с образом Леушинской Божьей Матери, называемой «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», который хранится в храме Георгия Победоносца на космодроме Байконур?

В храме Георгия Победоносца на космодроме Байконур есть необычная икона: образ Леушинской Божьей Матери, называемый «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Богородица с Младенцем Христом на руках изображена... в космосе. Позади Неё — наша планета Земля, окружённая голубым сиянием. Такой её видят с орбитальной станции космонавты. Впрочем, неудивительно — ведь написал эту икону... космонавт! В 2013 году «космический» образ Божьей Матери Леушинской подарил храму Алексей Архипович Леонов — первый в мире человек, вышедший в открытый космос.
О небе Леонов мечтал с детства, с тех пор как в клубе при Дворце пионеров увидел фильм «Истребители» с Марком Бернесом в главной роли. А ещё любил рисовать и даже хотел поступать в Рижскую академию художеств, но стремление летать оказалось сильнее. Так в 1953 году Леонов оказался в Кременчугской авиационной школе. Первый самостоятельный полёт запомнил на всю жизнь: «Это был день Рождества Христова, 7 января 1955 года. Снег падал. У меня словно крылья выросли!» — рассказывал Алексей Архипович о своих ощущениях. Ровно через 10 лет случился ещё один первый полёт, на этот раз — в космос.
В отряд космонавтов Леонов был зачислен ещё в 1960 году. После триумфального возвращения на Землю Юрия Гагарина началась длительная подготовка к следующему этапу исследования космического пространства — выходу человека в открытый космос. Алексей мечтал об этом полёте. Когда кандидатов привели знакомиться с кораблём «Восход-2», академик Сергей Павлович Королёв подробно рассказывал, как в космосе через специальную шлюзовую камеру космонавт выйдет из корабля наружу. Вдруг его взгляд остановился на Леонове. Глядя с хитрецой, Королёв попросил его надеть скафандр и провести выход — разумеется, пока лишь гипотетически. В тот же день к Леонову подошёл Юрий Гагарин. Сказал с улыбкой: «Знаешь, Лёша, а выбор-то, видимо, пал! Тебе лететь!» «Фантазируешь», — отмахнулся Леонов, а у самого радостно забилось сердце.
Юрий Алексеевич оказался прав. Ранним утром 18 марта 1965 года автобус вёз Алексея Леонова к стартовой площадке космодрома Байконур. Леонов смотрел на тающий снег, из-под которого кое-где уже пробивалась зелёная трава. И даже не верилось, что совсем скоро он увидит прямо под собой всю Землю. Позже в своих мемуарах космонавт расскажет об этом захватывающем моменте:
«Когда я выплыл из шлюзовой камеры, у меня в первую минуту дух захватило: яркое солнце, тишина необыкновенная! Это действительно была божественная картина. Небо и чёрное, и светлое одновременно. Бесконечность. И где-то далеко-далеко внизу — голубая Земля».
Именно такой впоследствии Алексей Архипович изобразит планету на своей «космической» иконе. Космонавт признавался — полёт в космос сделал его верующим человеком. Когда пришло время возвращаться на корабль, случилось непредвиденное: от перепада давления скафандр Леонова раздулся, и космонавт не проходил в люк, положение становилось критическим. И Алексей... начал молиться. Никогда прежде он этого не делал. Во время молитвы вдруг пришла мысль: а что, если, нарушив инструкцию, зайти в люк не головой, а ногами вперёд? Это решение спасло Леонову жизнь. То, что произошло, Алексей Архипович называл подлинным Божьим вразумлением. «Господь сохранил меня, чтобы я мог послужить своему Отечеству», — говорил космонавт.
Выход Алексея Леонова в открытый космос стал подвигом, благодаря которому отечественная космонавтика продвинулась далеко вперёд. Его уникальный опыт пригодился при разработке скафандров нового поколения, а также в создании и выведении на орбиту пилотируемых орбитальных станций. Алексей Архипович стал автором более десяти научных работ в области космонавтики, которой посвятил всю свою жизнь.
А его «космическую икону» Богородицы сегодня можно увидеть не только на Байконуре. Один из авторских списков с неё хранится в Андреевском храме села Новосёлово, расположенного неподалёку от места гибели Гагарина во Владимирской области. Алексей Архипович Леонов помогал восстанавливать этот старинный храм и до конца своих дней был его прихожанином и щедрым жертвователем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











