Благодаря выходу Алексея Архиповича Леонова в открытый космос отечественная космонавтика продвинулась далеко вперед.
Леонов о небе мечтал с детства, а также любил рисовать и даже хотел поступать в Рижскую академию художеств. Но мечта летать оказалась сильнее: в 1953 году он начал обучение в Кременчугской авиационной школе. В 1960 году Алексей Архипович был зачислен в отряд космонавтов. А 18 марта 1965 года с космодрома Байконур Леонов отправился в космос.
Как связан Алексей Архипович Леонов с образом Леушинской Божьей Матери, называемой «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», который хранится в храме Георгия Победоносца на космодроме Байконур?

В храме Георгия Победоносца на космодроме Байконур есть необычная икона: образ Леушинской Божьей Матери, называемый «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Богородица с Младенцем Христом на руках изображена... в космосе. Позади Неё — наша планета Земля, окружённая голубым сиянием. Такой её видят с орбитальной станции космонавты. Впрочем, неудивительно — ведь написал эту икону... космонавт! В 2013 году «космический» образ Божьей Матери Леушинской подарил храму Алексей Архипович Леонов — первый в мире человек, вышедший в открытый космос.
О небе Леонов мечтал с детства, с тех пор как в клубе при Дворце пионеров увидел фильм «Истребители» с Марком Бернесом в главной роли. А ещё любил рисовать и даже хотел поступать в Рижскую академию художеств, но стремление летать оказалось сильнее. Так в 1953 году Леонов оказался в Кременчугской авиационной школе. Первый самостоятельный полёт запомнил на всю жизнь: «Это был день Рождества Христова, 7 января 1955 года. Снег падал. У меня словно крылья выросли!» — рассказывал Алексей Архипович о своих ощущениях. Ровно через 10 лет случился ещё один первый полёт, на этот раз — в космос.
В отряд космонавтов Леонов был зачислен ещё в 1960 году. После триумфального возвращения на Землю Юрия Гагарина началась длительная подготовка к следующему этапу исследования космического пространства — выходу человека в открытый космос. Алексей мечтал об этом полёте. Когда кандидатов привели знакомиться с кораблём «Восход-2», академик Сергей Павлович Королёв подробно рассказывал, как в космосе через специальную шлюзовую камеру космонавт выйдет из корабля наружу. Вдруг его взгляд остановился на Леонове. Глядя с хитрецой, Королёв попросил его надеть скафандр и провести выход — разумеется, пока лишь гипотетически. В тот же день к Леонову подошёл Юрий Гагарин. Сказал с улыбкой: «Знаешь, Лёша, а выбор-то, видимо, пал! Тебе лететь!» «Фантазируешь», — отмахнулся Леонов, а у самого радостно забилось сердце.
Юрий Алексеевич оказался прав. Ранним утром 18 марта 1965 года автобус вёз Алексея Леонова к стартовой площадке космодрома Байконур. Леонов смотрел на тающий снег, из-под которого кое-где уже пробивалась зелёная трава. И даже не верилось, что совсем скоро он увидит прямо под собой всю Землю. Позже в своих мемуарах космонавт расскажет об этом захватывающем моменте:
«Когда я выплыл из шлюзовой камеры, у меня в первую минуту дух захватило: яркое солнце, тишина необыкновенная! Это действительно была божественная картина. Небо и чёрное, и светлое одновременно. Бесконечность. И где-то далеко-далеко внизу — голубая Земля».
Именно такой впоследствии Алексей Архипович изобразит планету на своей «космической» иконе. Космонавт признавался — полёт в космос сделал его верующим человеком. Когда пришло время возвращаться на корабль, случилось непредвиденное: от перепада давления скафандр Леонова раздулся, и космонавт не проходил в люк, положение становилось критическим. И Алексей... начал молиться. Никогда прежде он этого не делал. Во время молитвы вдруг пришла мысль: а что, если, нарушив инструкцию, зайти в люк не головой, а ногами вперёд? Это решение спасло Леонову жизнь. То, что произошло, Алексей Архипович называл подлинным Божьим вразумлением. «Господь сохранил меня, чтобы я мог послужить своему Отечеству», — говорил космонавт.
Выход Алексея Леонова в открытый космос стал подвигом, благодаря которому отечественная космонавтика продвинулась далеко вперёд. Его уникальный опыт пригодился при разработке скафандров нового поколения, а также в создании и выведении на орбиту пилотируемых орбитальных станций. Алексей Архипович стал автором более десяти научных работ в области космонавтики, которой посвятил всю свою жизнь.
А его «космическую икону» Богородицы сегодня можно увидеть не только на Байконуре. Один из авторских списков с неё хранится в Андреевском храме села Новосёлово, расположенного неподалёку от места гибели Гагарина во Владимирской области. Алексей Архипович Леонов помогал восстанавливать этот старинный храм и до конца своих дней был его прихожанином и щедрым жертвователем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 30. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начиная с преступления Каина, убившего своего брата Авеля, человечество живёт в обстановке сражения всех против всех. Иногда сражения затихают, иногда они проходят на периферии нашего личного мира, но они идут, и они, к сожалению, неизбежны. Как бы мы ни пытались, мы не сможем своими человеческими усилиями сделать так, чтобы всюду был мир, спокойствие и безопасность. Впрочем, если даже у нас получится этого достичь, внешнее благоденствие отнюдь не гарантирует спокойствия и мира в душе человека; ведь смятение в душу приходит не только из-за внешних причин, бывает, что душа находится в смятении от собственных грехов, да и мало ли причин для смятения? Как быть и что делать, если мы оказались в такой ситуации? Ответ даёт звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 30-й псалом. У этого псалма есть надписание, которое в полноте раскрывает его смысл: «Начальнику хора. Псалом Давида. Во время смятения». Давайте послушаем первую половину этого псалма.
Псалом 30.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрЕл на бедствие моё, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око моё, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мёртвый; я — как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укреплённом городе!
23 В смятении моём я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздаёт с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
В самом 30-м псалме нет указания на то, какая именно жизненная ситуация послужила причиной смятения Давида. Впрочем, это указание было бы интересно лишь с точки зрения увеличения нашей общей эрудиции, к сути же оно бы ничего не прибавило. Мы слышали, что Давид начинает свой псалом с утверждения, что всё его упование — Бог, и если это так, то никакие жизненные бури не смогут сокрушить Давида; из любой ситуации он выйдет победителем, ведь Бог пребывает с теми, кто чтит Его всем сердцем.
Не давая конкретных указаний на причину смятения Давида, псалом тем не менее позволяет нам думать, что переживания царя были каким-то образом связаны с идолопоклонниками: «Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю» (Пс. 30:7).
В наши дни язычество превратилось в нечто крайне маргинальное, и тех, кто заявляет о себе как о язычниках, довольно непросто встретить. Речь сейчас, конечно же, не идёт о тех народах, которые сохранили свои древние верования, — речь о народах христианских. Однако если мы вдумаемся, то поймём: упомянутое Давидом почитание «суетных идолов» — это не только поклонение статуям, священным рощам и духам; это всё то, что заменяет собой почитание Бога, всё то, что становится для человека на место Бога. Таким идолом для человека может стать он сам, его благополучие, его здоровье, его жизнь или же его дети; суетным идолом может быть и вера в астрологические прогнозы, а также вера в то, что деньги могут решить любую проблему; вообще, идолом может быть всё что угодно, кроме веры в Единого Истинного Бога и Его Слово.
Очень часто как раз почитание «суетных идолов» является причиной смятения души. В случае с Давидом смятение стало следствием гонений на царя со стороны язычников; в случае многих наших современников смятение души бывает следствием замещения поклонения Богу поклонением чему-либо ещё. Отсюда легко сделать вывод, способный утешить душу: прежде всего нам не стоит впадать в идолопоклонство, и если душа смятена, то необходимо задать самим себе вопрос, а не почитаем ли мы тот или иной вид «суетных идолов». Если окажется, что это так, то следующим шагом должно стать принесение искреннего покаяния, которое Бог никогда не отвергает.
Псалом 30. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 30. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 30. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!
23 В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема