Более 60 военных кампаний без единого поражения — вот что отличает военного стратега и хорошего командира. Александр Васильевич Суворов — настоящий гений военного дела. Даже предательство союзников не могло помешать ему одержать сокрушительную победу над врагом.
Александр Васильевич — человек, о котором слагали стихи его современники-великие поэты и за которым, как отмечали его ближайшие соратники, воины готовы были идти на любые подвиги. Для Суворова — настоящего православного христианина — генералом был сам Бог.
Как же относился к славе Суворов и что помогало ему быть новатором военного дела?

29 сентября 1799 года в трапезной католического женского монастыря Святого Иосифа близ швейцарской деревеньки Муотаталь не гремела привычно посуда, а раздавались громкие мужские голоса. Это держал военный совет со своим отрядом прославленный русский военачальник, фельдмаршал Александр Васильевич Суворов. Здесь, в окрестностях монастыря, окружённого Альпами, русская армия должна была объединиться с союзниками-австрийцами. А затем единым фронтом атаковать французские войска. Шла так называемая Война второй коалиции, которая объединила армии нескольких европейских стран в борьбе против революционной Франции. Однако очень скоро выяснилось — союзники предали. Австрийцы загнали русских солдат в ловушку. Путь вперёд преграждала пропасть... Через века дошли до нас суворовские слова, которые он произнёс в тот памятный день.
«Мы окружены горами, — говорил фельдмаршал. — Помощи теперь ждать не от кого. Одна надежда на Бога, другая — на храбрость и самоотверженность войск. Мы — русские! С нами Бог!»
Превозмогая себя, русская армия вырвалась из альпийского плена и нанесла сокрушительный удар по врагу. Знаменитый переход Суворова через Альпы навсегда вошёл в историю. Швейцарский поход принёс Александру Васильевичу звание генералиссимуса — высший воинский титул. Имя Суворова было увековечено на стене монастыря святого Иосифа в Муотатале. Там и сегодня хранят память о великом русском полководце.
В России имя Суворова стало синонимом бесстрашия, самоотверженности, жертвенного и беззаветного служения Отечеству. В наше время в честь генералиссимуса названы военные училища по всей стране. В 1942 году был учреждён Орден Суворова. Примерно тогда же появилось и кадетское движение «суворовцев», которое существует по сей день. Ещё при жизни Суворов стал личностью поистине легендарной. На его счету было более 60 военных кампаний, и — ни одного проигранного сражения. О нём слагали стихи Ломоносов и Байрон.
Но сам Александр Васильевич не любил славы и никогда к ней не стремился. Его восхваляли как непревзойдённого военного стратега и командира. А он говорил на это: «Бог — наш генерал. От Него победа». Не случайно современные историки предлагают взглянуть на Суворова не только как на непобедимого полководца и новатора военного дела. Но и как на духовного наставника русских воинов, который, защищая Россию, защищал Православную веру, за которую готов был отдать жизнь. «Не так бы славен был Суворов, если бы не сияла в нём христианская, высокая, праведная, смиренная душа» — так в 1900-м году охарактеризовал Александра Васильевича священник Лев Матвеев, настоятель Александро-Невской церкви в Санкт-Петербурге, построенной по инициативе и на пожертвования генералиссимуса.
Не меньше, чем ратные подвиги Суворова, известны его дела поистине христианской любви к ближнему. «Почитаю и люблю нелицемерно Бога, а в Нём и братий моих человеков», — писал Суворов. Это ярко проявлялось в отношении генералиссимуса к простым солдатам. Один из них так воспоминал о Суворове: «Последняя рубаха, последний кусок пополам с нами!» Солдаты отвечали полководцу безграничной преданностью и называли «родным отцом». Биограф Суворова, его секретарь Егор Фукс рассказывал, что при одном взгляде на своего командира у воинов сердце играло радостью, и они готовы были идти за ним на любые подвиги. Так, например, перед знаменитым штурмом турецкой крепости Измаил в 1790-м году Суворов не стал скрывать от солдат, что форт практически неприступен. «И всё же Измаил нам нужно занять», — только и сказал генералиссимус. Крепость была взятf той же ночью. А днём, при свете солнца, солдаты смотрели на высокие стены, удивлялись и не верили сами себе, что сумели по ним взобраться.
Множество ценных воспоминаний об Александре Васильевиче Суворове оставил его адъютант Иоганн Фридрих Антинг. Главную суть жизни генералиссимуса он сумел выразить в одной-единственной фразе: «Любовь к Отечеству и ревность сражаться за его славу служат сильнейшими побуждениями неутомимой его деятельности, и он жертвует во имя оного всеми прочими чувствами».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 108. Богослужебные чтения

Как пережить те обиды, которые нам нанесли люди? Как спрятать ту боль, которая нас мучит, и остаться доброжелательным к обидчикам? Ответ на эти вопросы находим в 108-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 108.
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придёт на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечётся проклятием, как ризою, и да войдёт оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце моё уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, которому окружающие люди доставили сильные страдания. И это не просто рядовая жалоба к Богу. Добрая часть псалма — это список проклятий, которые автор просит Бога обрушить на головы своих обидчиков и их семей. В этих проклятиях столько желчи, ярости и мстительности, что невольно задаёшь себе вопрос, а человек вообще понимает, что говорит? Как вообще может быть совместимо такое настроение и молитва? Да ещё и Бога человек пытается втянуть в свою одержимость.
На самом же деле, подобная реакция с нашей стороны обличает нас, а не автора псалма. Ведь нередко Бог, который живёт в нашем уме, это Тот, к Кому можно идти только если ты гладко выбрит, хорошо почистил зубы, надел чистую рубашку, наглаженные брюки, аккуратно уложил волосы. Только такой хороший мальчик или девочка приятны Творцу. Я так хочу быть отличником в Его и своих глазах, что часто заставляю себя скрывать то, что рвётся из меня наружу: неприязнь к людям, обиды, злопамятство, гнев, ненависть, боль. Я всячески стараюсь скрыть всё это и от Бога, и от себя. Потому что я просто не знаю, что делать со всем этим.
А здесь, в псалме, никто и ничего не скрывает. Псалмопевец признаёт свою боль и погружается в неё. И из этой темноты он вопит ко Творцу. Вопит как может, как получается. Ведь только Господь может вытащить его из этого тёмного места. А потому перед нами не безумие. Перед нами образец глубочайшей веры и очень искренних отношений с Творцом. Для псалмопевца Бог — это не Тот, к Кому он вынужден ходить на поклон раз в неделю и по праздничным дням. Давид остаётся с Богом и в повседневности, он делит с ним самые тяжёлые и невыносимые свои состояния.
Как именно Бог среагировал на вопли Давида, псалом нам не рассказывает. Если бы Бог карал наших обидчиков по всякой нашей просьбе, земля давно превратилась бы в пустыню. Но известно наверняка, что псалмопевец в точности исполнил заповедь Христа. В Евангелии Спаситель заповедует: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Другими словами, Господь словно говорит нам: «не высыпайте свою боль и всю свою грязь на головы других людей, не пытайтесь подавить этот негатив в себе и прикинуться, что всё нормально, ничего не происходит. Лучшее, что вы можете сделать, увидеть эту тьму, признать, что это ваше, и в молитве отдать Мне. Пусть даже эта молитва будет диким криком. Я за этим и пришёл, чтобы взять на Себя грех мира». И будем уверены, если приучим себя поступать по этой заповеди, постепенно наша душа станет чистой от всякого зла, она наполнится светом благодати, в неё придут мир, покой и любовь.
Псалом 108. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 108. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 108. На струнах Псалтири
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие,- оно и придет на него; не восхотел благословения,- оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема