Более 60 военных кампаний без единого поражения — вот что отличает военного стратега и хорошего командира. Александр Васильевич Суворов — настоящий гений военного дела. Даже предательство союзников не могло помешать ему одержать сокрушительную победу над врагом.
Александр Васильевич — человек, о котором слагали стихи его современники-великие поэты и за которым, как отмечали его ближайшие соратники, воины готовы были идти на любые подвиги. Для Суворова — настоящего православного христианина — генералом был сам Бог.
Как же относился к славе Суворов и что помогало ему быть новатором военного дела?
29 сентября 1799 года в трапезной католического женского монастыря Святого Иосифа близ швейцарской деревеньки Муотаталь не гремела привычно посуда, а раздавались громкие мужские голоса. Это держал военный совет со своим отрядом прославленный русский военачальник, фельдмаршал Александр Васильевич Суворов. Здесь, в окрестностях монастыря, окружённого Альпами, русская армия должна была объединиться с союзниками-австрийцами. А затем единым фронтом атаковать французские войска. Шла так называемая Война второй коалиции, которая объединила армии нескольких европейских стран в борьбе против революционной Франции. Однако очень скоро выяснилось — союзники предали. Австрийцы загнали русских солдат в ловушку. Путь вперёд преграждала пропасть... Через века дошли до нас суворовские слова, которые он произнёс в тот памятный день.
«Мы окружены горами, — говорил фельдмаршал. — Помощи теперь ждать не от кого. Одна надежда на Бога, другая — на храбрость и самоотверженность войск. Мы — русские! С нами Бог!»
Превозмогая себя, русская армия вырвалась из альпийского плена и нанесла сокрушительный удар по врагу. Знаменитый переход Суворова через Альпы навсегда вошёл в историю. Швейцарский поход принёс Александру Васильевичу звание генералиссимуса — высший воинский титул. Имя Суворова было увековечено на стене монастыря святого Иосифа в Муотатале. Там и сегодня хранят память о великом русском полководце.
В России имя Суворова стало синонимом бесстрашия, самоотверженности, жертвенного и беззаветного служения Отечеству. В наше время в честь генералиссимуса названы военные училища по всей стране. В 1942 году был учреждён Орден Суворова. Примерно тогда же появилось и кадетское движение «суворовцев», которое существует по сей день. Ещё при жизни Суворов стал личностью поистине легендарной. На его счету было более 60 военных кампаний, и — ни одного проигранного сражения. О нём слагали стихи Ломоносов и Байрон.
Но сам Александр Васильевич не любил славы и никогда к ней не стремился. Его восхваляли как непревзойдённого военного стратега и командира. А он говорил на это: «Бог — наш генерал. От Него победа». Не случайно современные историки предлагают взглянуть на Суворова не только как на непобедимого полководца и новатора военного дела. Но и как на духовного наставника русских воинов, который, защищая Россию, защищал Православную веру, за которую готов был отдать жизнь. «Не так бы славен был Суворов, если бы не сияла в нём христианская, высокая, праведная, смиренная душа» — так в 1900-м году охарактеризовал Александра Васильевича священник Лев Матвеев, настоятель Александро-Невской церкви в Санкт-Петербурге, построенной по инициативе и на пожертвования генералиссимуса.
Не меньше, чем ратные подвиги Суворова, известны его дела поистине христианской любви к ближнему. «Почитаю и люблю нелицемерно Бога, а в Нём и братий моих человеков», — писал Суворов. Это ярко проявлялось в отношении генералиссимуса к простым солдатам. Один из них так воспоминал о Суворове: «Последняя рубаха, последний кусок пополам с нами!» Солдаты отвечали полководцу безграничной преданностью и называли «родным отцом». Биограф Суворова, его секретарь Егор Фукс рассказывал, что при одном взгляде на своего командира у воинов сердце играло радостью, и они готовы были идти за ним на любые подвиги. Так, например, перед знаменитым штурмом турецкой крепости Измаил в 1790-м году Суворов не стал скрывать от солдат, что форт практически неприступен. «И всё же Измаил нам нужно занять», — только и сказал генералиссимус. Крепость была взятf той же ночью. А днём, при свете солнца, солдаты смотрели на высокие стены, удивлялись и не верили сами себе, что сумели по ним взобраться.
Множество ценных воспоминаний об Александре Васильевиче Суворове оставил его адъютант Иоганн Фридрих Антинг. Главную суть жизни генералиссимуса он сумел выразить в одной-единственной фразе: «Любовь к Отечеству и ревность сражаться за его славу служат сильнейшими побуждениями неутомимой его деятельности, и он жертвует во имя оного всеми прочими чувствами».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова