Более 60 военных кампаний без единого поражения — вот что отличает военного стратега и хорошего командира. Александр Васильевич Суворов — настоящий гений военного дела. Даже предательство союзников не могло помешать ему одержать сокрушительную победу над врагом.
Александр Васильевич — человек, о котором слагали стихи его современники-великие поэты и за которым, как отмечали его ближайшие соратники, воины готовы были идти на любые подвиги. Для Суворова — настоящего православного христианина — генералом был сам Бог.
Как же относился к славе Суворов и что помогало ему быть новатором военного дела?
29 сентября 1799 года в трапезной католического женского монастыря Святого Иосифа близ швейцарской деревеньки Муотаталь не гремела привычно посуда, а раздавались громкие мужские голоса. Это держал военный совет со своим отрядом прославленный русский военачальник, фельдмаршал Александр Васильевич Суворов. Здесь, в окрестностях монастыря, окружённого Альпами, русская армия должна была объединиться с союзниками-австрийцами. А затем единым фронтом атаковать французские войска. Шла так называемая Война второй коалиции, которая объединила армии нескольких европейских стран в борьбе против революционной Франции. Однако очень скоро выяснилось — союзники предали. Австрийцы загнали русских солдат в ловушку. Путь вперёд преграждала пропасть... Через века дошли до нас суворовские слова, которые он произнёс в тот памятный день.
«Мы окружены горами, — говорил фельдмаршал. — Помощи теперь ждать не от кого. Одна надежда на Бога, другая — на храбрость и самоотверженность войск. Мы — русские! С нами Бог!»
Превозмогая себя, русская армия вырвалась из альпийского плена и нанесла сокрушительный удар по врагу. Знаменитый переход Суворова через Альпы навсегда вошёл в историю. Швейцарский поход принёс Александру Васильевичу звание генералиссимуса — высший воинский титул. Имя Суворова было увековечено на стене монастыря святого Иосифа в Муотатале. Там и сегодня хранят память о великом русском полководце.
В России имя Суворова стало синонимом бесстрашия, самоотверженности, жертвенного и беззаветного служения Отечеству. В наше время в честь генералиссимуса названы военные училища по всей стране. В 1942 году был учреждён Орден Суворова. Примерно тогда же появилось и кадетское движение «суворовцев», которое существует по сей день. Ещё при жизни Суворов стал личностью поистине легендарной. На его счету было более 60 военных кампаний, и — ни одного проигранного сражения. О нём слагали стихи Ломоносов и Байрон.
Но сам Александр Васильевич не любил славы и никогда к ней не стремился. Его восхваляли как непревзойдённого военного стратега и командира. А он говорил на это: «Бог — наш генерал. От Него победа». Не случайно современные историки предлагают взглянуть на Суворова не только как на непобедимого полководца и новатора военного дела. Но и как на духовного наставника русских воинов, который, защищая Россию, защищал Православную веру, за которую готов был отдать жизнь. «Не так бы славен был Суворов, если бы не сияла в нём христианская, высокая, праведная, смиренная душа» — так в 1900-м году охарактеризовал Александра Васильевича священник Лев Матвеев, настоятель Александро-Невской церкви в Санкт-Петербурге, построенной по инициативе и на пожертвования генералиссимуса.
Не меньше, чем ратные подвиги Суворова, известны его дела поистине христианской любви к ближнему. «Почитаю и люблю нелицемерно Бога, а в Нём и братий моих человеков», — писал Суворов. Это ярко проявлялось в отношении генералиссимуса к простым солдатам. Один из них так воспоминал о Суворове: «Последняя рубаха, последний кусок пополам с нами!» Солдаты отвечали полководцу безграничной преданностью и называли «родным отцом». Биограф Суворова, его секретарь Егор Фукс рассказывал, что при одном взгляде на своего командира у воинов сердце играло радостью, и они готовы были идти за ним на любые подвиги. Так, например, перед знаменитым штурмом турецкой крепости Измаил в 1790-м году Суворов не стал скрывать от солдат, что форт практически неприступен. «И всё же Измаил нам нужно занять», — только и сказал генералиссимус. Крепость была взятf той же ночью. А днём, при свете солнца, солдаты смотрели на высокие стены, удивлялись и не верили сами себе, что сумели по ним взобраться.
Множество ценных воспоминаний об Александре Васильевиче Суворове оставил его адъютант Иоганн Фридрих Антинг. Главную суть жизни генералиссимуса он сумел выразить в одной-единственной фразе: «Любовь к Отечеству и ревность сражаться за его славу служат сильнейшими побуждениями неутомимой его деятельности, и он жертвует во имя оного всеми прочими чувствами».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема