Чарльз Спенсер Чаплин — гениальный режиссёр и актёр немого кино, любимый многими зрителями — уже в возрасте пяти лет проявил свои дарования.
Чарли Чаплин провел детство в нищете в Лондоне, а в юности играл в нескольких второсортных лондонских театральных труппах, когда в 1913 году его заметил продюсер из Голливуда. Так Чарли переехал в Америку. Именно там возник знаменитый образ с котелком, тросточкой, не по размеру большими ботинками и смешными усами. Спустя всего год работы по контракту с киностудией «Кистоун» Чаплин начал самостоятельно снимать фильмы. Полнометражные картины Чарли Чаплина «Малыш», «Огни большого города» покорили сердца миллионов людей.
Что Чарли Чаплин советовал дочери, вспоминая о своем тяжелом детстве? И как Чаплина называл советский режиссёр Григорий Александров?
На сцене лондонского мюзик-холла стояла певица, и в молчании беспомощно озиралась вокруг. Уже несколько раз она пыталась взять дыхание, чтобы, наконец, начать песню, но из её уст вылетал лишь хриплый шёпот. У женщины пропал голос. За занавесом стоял её пятилетний сын. Он быстро понял — маме нужна помощь. Мальчик выбежал на сцену и торопливо запел ту самую песенку, которую должна была исполнить его мать. Он знал её наизусть, потому что каждый вечер сидел за кулисами мюзик-холла и смотрел мамины выступления. Поющий малыш вызвал у зрителей восторг. Гром аплодисментов стоял такой, что директор мюзик-холла даже вышел посмотреть, кто это так впечатлил публику. Гвоздём программы стал никто иной, как пятилетний Чарльз Спенсер Чаплин — или просто Чарли Чаплин. Под этим именем спустя годы он стал известен во всём мире — гениальный режиссёр и актёр немого кино, любимый миллионами зрителей.
Своего неизменного героя, смешного, неуклюжего, трогательного, добродушного и милосердного, Чаплин неспроста назвал Маленьким Бродягой. «Половина моего детства прошла на улице, среди мусора и пустырей», — вспоминал Чарли. Голос к его матери так и не вернулся. Зарабатывать на жизнь в мюзик-холлах она больше не могла. Семья и прежде жила бедно, а теперь и вовсе погрузилась в нищету. Чтобы хоть как-то перебиться самому и помочь маме, маленький Чарльз стал давать уличные представления — танцевал, разыгрывал смешные сценки. Люди охотно кидали монеты в шапку забавного мальчугана. Но гораздо больше монет Чарли ценил улыбки, которые появлялись на лицах прохожих. Ему нравилось приносить людям радость. Спустя много лет, вспоминая своё нищее детство, в письме к дочери Джеральдине артист писал: «Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я такая же, как они».
Чаплин играл в нескольких второсортных лондонских театральных труппах, когда в 1913 году его заметил продюсер из Голливуда. Он предложил парню контракт с киностудией «Кистоун». Чарли переехал в Америку. Именно там возник знаменитый образ с котелком, тросточкой, не по размеру большими ботинками и смешными усами. Однако продюсеры наделили Бродягу характером, который Чарльзу совсем не нравился — в первых фильмах с участием Чаплина он был нагловатым и беспринципным типом. Актёр же видел своего персонажа совсем другим. Поэтому уже через год Чарли решил отправиться в свободное плавание. Он начал снимать фильмы самостоятельно. Чаплин стал не только сам себе режиссёром, но и сценаристом, и, конечно же, актёром. Его герой кардинально изменился — Маленький Бродяга стал человечным, нежным, ранимым, сочувствующим, полным душевной теплоты. Миллионы зрителей украдкой смахивали слезу, когда смотрели первую полнометражную картину Чаплина «Малыш» — о маленьком сироте, которого Бродяга нашёл в трущобах и взял под свою опеку. А лента «Огни большого города», повествующая о трогательной любви Бродяги к слепой продавщице цветов, растапливала лёд даже в самых чёрствых сердцах. И это при том, что работал Чаплин преимущественно в комедийном жанре! «Смешное в комедии должно помогать раскрытию человеческой души», — говорил Чарли. И когда началась эра звукового и цветного кино, продолжал снимать чёрно-белые немые фильмы. Для того, чтобы выразить самое главное, не нужны слова — считал он.
Советский режиссёр Григорий Александров называл Чаплина художником, который жил во имя радости простых людей. А сам Чарли Чаплин суть своего творчества однажды выразил так:
«Я верю, что могущество смеха и слез может стать противоядием от ненависти и страха. Хорошие фильмы говорят на понятном для всех языке, они отвечают потребностям человека в доброте и сострадании. Они рассеивают туман тревоги, окутывающий мир».
Все выпуски программы Жизнь как служение
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема