Как я и обещала, буду коллекционировать и делиться с вами своими выстраданными рецептами от уныния. Все мы знаем, что уныние — это тяжкий грех, а тревога — недостаточное доверие Богу. Только вот ни от того, ни от другого знания легче как-то не делается. А ну не унывай, это грех! А ну не тревожься, надо доверять! Ну как, все прошло? Нет конечно... Поэтому продолжаем собирать рецепты от этих состояний, который собственно Господь и подкидывает — в помощь.
Итак, снова делюсь и надеюсь, что кому-то это поможет.
Светлану я нашла на просторах социальных сетей. Эта женщина поразила меня своими текстами. Я зацепилась за них — и стала следить за ее публикациями. Ее фонд помогает совсем тяжелым больным, инвалидам, которым мало что могут предложить обычные медицинские учреждения. У нас часто вызывает скуку слово «фонд». Я позвонила ей и попросила рассказать на программе Радио ВЕРА не о «деятельности фонда» — а именно истории людей. Она не разочаровала. «Добро должно быть с кулаками — это про меня!» — смеялась Светлана. «Кулаки у меня сжимаются, знаете когда? Когда моих подопечных обижают или, как говорится, „задвигают“. Вот тут я превращаюсь в фурию!»
Итак, подопечный Хулио. Парень, прилетевший в Россию с Кубы, чтобы заработать на лекарства от онкологии для своего отца, а если повезет — то и на выпускной старшей дочери. Как многие кубинцы, он приехал в огромный и загадочный для него мегаполис, не зная языка и не особо представляя, как собственно начинать свои заработки. На пятый день Хулио попал в аварию: в его старенькую машинку врезалась газель. Парень получил чудовищные травмы таза, позвоночника и шеи. Обездвиженный, с трахеостомой в горле он попал в больницу. Никто не понимал, на каком языке он хрипит в трубку в горле. И он не понимал никого. Друзья нашли его в больнице, помогли прилететь с Кубы маме, привели переводчика. Выписать его на улицу было невозможно, парня отправили в хоспис. Светлана со своими врачами приехали помочь. К этому времени Хулио с ужасом и надеждой всматривался в лицо каждого входящего в палату, в поисках еще одного шанса вынырнуть из этого необъяснимого кошмара. «Красивый широкоплечий молодой мужчина, — рассказывает Светлана. Надо жить и надо ходить.» Команда фонда взяла кубинца к себе в загородный дом, где выхаживают тяжелых больных. «Мне все равно, — рассказывал через переводчика Хулио, — какие у вас условия. Я могу спать сидя, могу на полу.» Главное после хосписа для него было: что никто вокруг не умирает! Врачам предстояло еще много работы. Но они обещали, что парень будет ходить. Полное имя кубинца — Хулио Цезарь. «Аве Цезарь!» — приветствует его Светлана. «Аве мне!» — соглашается Хулио, он уже немного говорит по-русски.
Или вот, девочка, выпавшая с восьмого этажа. При множественных переломах она обрела способность ходить, подтягиваясь на руках. Первое, что сделали для нее Светлана с соратниками — повезли в Нижний Новгород. Посмотреть на красивый старинный город. Зачем? Ведь девочке так тяжело было передвигаться! А вот зачем. Чтобы обрести новые впечатления, совместимые с жизнью. Чтобы почувствовать, что жизнь — это не только травма. Это просто жизнь, новые дороги, новые радости... Я смотрю видео, на котором при помощи всяких технических механизмов поломанная девочка делает первые шаги и улыбается сквозь боль.
Так, мне нужно сделать какой-то осмысленный вывод из своего рассказа, а я потерялась. Может так: переживая вместе с больными Светланы их ужас, отчаяние, боль и главное — абсолютную непонятность будущего — что для нас, по-моему, самое страшное — я выхожу совсем другим человеком из дорогой редакции. На улице темнеющая Москва-река, по ней плывут, подмигивая огнями, корабли. А я все еще там, в этих историях обретения опоры, в этих комнатах, где моя героиня и ее команда возвращает жизнь своим переломанным, лежачим ребятам. И моя душа снова перезагрузилась. Что мне теперь мои боли...
А доверие, то самое доверие Богу, которого так часто не хватает — как будто снова со мной. Моя переломанная душа снова встала и делает первые шаги, улыбаясь. На ту территорию, где уныние бессмысленно, а страх — бессилен.
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер












