
Так складывается моя жизнь, что самым важным лекарством для меня стало лекарство от уныния. Да, уныние нападает на меня часто, к сожалению. Потери, которые я пережила. Проблемы, которыми наполнена моя жизнь — иногда кажется, что до краев, иногда — что просто через край!
Поэтому я все время ищу это самое лекарство, эти самые нужные слова, которые надо себе повторять, чтобы, как говорят, «не накрыло». И с Божьей помощью иногда нахожу. С теми, кто как и я, склонен к этому состоянию — постараюсь делиться рецептами.
Сегодня расскажу один, пусть это будет первый, очень меня этот рецепт порадовал. Я вот уже несколько лет живу между двумя городами: Москвой, где мои дети, где я работаю и уездным городочком на озере Селигер, где живет мой муж, где много друзей, гостей и покоя. Туда я приезжаю — разгладиться и отдохнуть после суетливой, шумной московской жизни.
Еду я как-то очередной раз в сторону столицы. Когда я остаюсь в машине одна — я не слушаю музыку. Я не слушаю даже умных лекций. Не разговариваю по телефону. Машина — практически единственное место, где я могу побыть одна. Помолчать и подумать. Все остальное время — семья, коллеги, друзья, все наши собаки и кошки — все это бодро кружится вокруг меня, и я этому очень рада и очень за это благодарна. Но! В дороге почти пять часов я могу молчать, я как будто открываю портал для молитвы, а попутно в голову приходят мысли. Я имею ввиду — специальные мысли. Мои мысли в моей тишине.
Еду я сквозь просторы, поля и леса, проезжаю реки и речечки, озера и пашни, города и деревеньки. Еду — и привычно тревожусь (не спрашивайте о чем, я умею унывать и тревожиться в любое время суток и в любом количестве). И вот тут приходит она — та самая яркая и неожиданная мысль. Она разливается в душе теплом и радостью. Она смывает мои печали и мои страхи. Эта мысль пронзительна и при этом невероятна проста.
Эти леса, эти поля, зеленые, или занесенные снегом, или пылающие осенними красками, или расцветающие навстречу весне... это все — МОИ угодья! Да, вот так: это мои угодья. Я могу остановиться и выйти в мои просторы, я могу послушать голос ветра и пение птиц, я могу зайти в любой храм любого города и деревеньки, мимо которых я мчусь в своем задумчивом молчании. Я даже могу войти в любую из этих рек. Все эти бескрайние красоты по какой-то Своей невероятной милости — дарованы мне Моим Богом. Господь подарил мне все: и пламенеющие закаты на моем огромном Селигере. И вот этот обрыв по-над Волгой, где я люблю остановиться и выпить чаю. И эту заправку по дороге, где я смотрю уже который год на стадо лошадей, пасущихся в недалекой деревне. И этот храм во Ржеве, где есть икона Божьей Матери и Николая Угодника, явленная когда-то на Оковецком источнике. И еще очень очень много всяких сокровищ. Да, Господи, я разрешаю другим людям плавать в МОЕМ озере. И слушать МОИХ птиц. Но мы-то с Тобой знаем, что все это — мое! Что это — мне от Тебя подарок!
Так я стала смотреть на наше озеро, отплывая от берега, на голубые ивы над водой, которая пахнет арбузом. Мне ведь вовсе не жалко разделять это озеро с другими купальщиками! Я стала чаще останавливаться по дороге, чтобы глотнуть заготовленной для меня песни ветра. Я завороженно смотрю в пронзительные глаза моей кошки, шпротного окраса сиротки, тоже маленькому пузатому зверьку-подарочку. Понимание тайной дарственной между мной и Тем, кто это все для меня создал — и отдал в пожизненное пользование — позволяет понять, как странно унывать и жаловаться на то, чего мне не дадено.
Так вдруг стало мне радостно и нестрашно от этой захватывающей фантазии — о моем бесконечном богатстве.
«От жажды умираю над ручьем» — вспомнилось мне. И умирать расхотелось.
До следующих рецептов, дорогие!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица
«Границы дозволенного». Протоиерей Александр Никольский

Гостем программы «Семейный час» у нас в гостях был настоятель храма Трех святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как научить детей понимать границы дозволенного и сохранять их в современном мире.
Все выпуски программы Семейный час