
«Без вины виноватые», студия Вера , режиссёр Глеб Панфилов
— Ещё раз поздравляю тебя!
— Да особенно не с чем.
— Как это? Разве ты не любишь своего жениха?
— Да как его любить-то? Шут его знает, что он за человек...
— А вот, не хочешь, я тебе покажу его?
— Ой, покажи, покажи.
— Со мной карточка. Кажется, в карман сунула. Вот, гляди.
— Что с тобой?
— Ничего, ничего. Что-то с сердцем...
Неожиданным сюрпризом обернулась встреча двух приятельниц, в прошлом — институток-одноклассниц. Любовь Ивановна Отрадина и Таиса Ильинична Шелавина давно не виделись. И спешат поделиться новостями. Таиса недавно получила в наследство огромное состояние. И теперь выходит замуж. Правда, признаётся подруге: жених у неё немолод и беден. И выходит она за него только ради того, чтобы было кому вести её дела. Зато суженый пообещал быть у богатой невесты в полном повиновении. Любовь Ивановна искренне радуется за подругу. Сама она уже четыре года ждёт, когда же любимый человек наконец-то поведёт её под венец. В отличие от богатой приятельницы, Отрадина живёт очень скромно. И своего избранника — незнатного и небогатого — всем сердцем любит. Они с Григорием Львовичем давно знакомы. Так случилось, что у них даже есть ребёнок — сынок Гриша. Любовь Ивановна искренне надеется на семейное счастье. И вдруг, буквально в один миг, её надежды рушатся. Подруга протягивает ей фотокарточку жениха. На ней Отрадина видит... лицо своего избранника — Григория Львовича Мурова.
Думаю, многие узнали сюжет пьесы Александра Островского «Без вины виноватые». Сегодня поговорим об одном из её киновоплощений — одноимённой картине режиссёра Глеба Панфилова, которая вышла на экраны в 2008 году. Экранизировать классику, притом — популярную, которая входит в репертуар многих театров — дело ответственное, признавался режиссёр. Ему хотелось по максимуму сохранить на экране дух пьесы. При этом — не копировать уже известные её трактовки, а раскрыть собственное ви́дение произведения. Неудивительно, что кинокритики смотрели ленту особенно придирчиво. И после премьеры высказали своё мнение. «Фильм пролетел, как миг, не отпуская до финала». «Режиссёр создал чудесную картину русской жизни и живой образ женщины с любящей милосердной душой», — так на картину «Без вины виноватые» отозвались крупные отечественные издания.
Вслед за Островским, Глеб Панфилов показывает нам Любовь Ивановну Отрадину спустя 20 лет после предательства любимого человека. У неё новое имя — Елена Ивановна Кручинина. Теперь она — знаменитая актриса, которой рукоплещет столичная публика. Но в сердце женщины не утихает боль. Ведь она пережила не только чудовищный обман, но и гибель сына. Однажды Кручинина приезжает с гастролями в родной городок. И сталкивается с актёром местного театра, юношей по фамилии Незнамов. Кручинина помогает ему выбраться из полицейского участка. Но освобождённый, кажется, не очень-то благодарен своей спасительнице. В одном из эпизодов между ними происходит эмоциональный диалог:
— Я не понимаю, господа... что вам угодно от меня? Мне сказали, что господину Незнамову грозит большая неприятность.
— Ну, а вам-то что? Вам-то что за дело?
— Ну, если я имею возможность без особого труда избавить кого бы то ни было от неприятностей, то я должна это сделать непременно. И я считаю это не правом, а обязанностью.
— Угу.
— А теперь представьте человека, который со дня рождения не знал других ощущений, кроме боли. У меня душа так наболела, что мне больно от каждого слова, от каждого взгляда. А ещё больнее, когда мне благодетельствуют.
Что же за секрет хранит молодой артист? Почему душа его так изранена? Ответ на этот вопрос мы с вами будем искать вместе с героиней фильма. Который, кстати, стал настоящим семейным проектом. В роли Кручининой снялась супруга режиссёра Глеба Панфилова, актриса Инна Чурикова. А дерзкого и нелюдимого Незнамова сыграл их сын Иван. Такой выбор актёров Панфилов назвал не случайным и глубоко символичным. Почему? Думаю, это станет понятно, когда мы посмотрим картину «Без вины виноватые» — ленту о прощении, милосердии, неумирающей надежде, любви и вере.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема