Иосиф Давыдович Кобзон — легендарный эстрадный певец — остался в памяти друзей и коллег как человек, который не мог жить спокойно, если не помогал другим.
Спеша туда, где нужна помощь и поддержка людям, Иосиф Давыдович способствовал тому, что горести и проблемы отступали на второй план. Так, в 1980 году Кобзон отправился с концертами в Афганистан, а в 1986 году — в Чернобыль. 23 октября 2002 года, во время спектакля-мюзикла «Норд-Ост», чеченские террористы захватили заложников в московском Театре на Дубровке. Иосиф Давыдович не смог остаться в стороне: он участвовал в переговорах и помог вывести из захваченного здания пять человек. Для многих окружающих Иосиф Давыдович стал по-настоящему близким и родным человеком.
Что говорил Иосиф Давыдович Кобзон о помощи другим людям?

Человек-эпоха, главный голос страны — так называют в России народного артиста СССР, легендарного эстрадного певца Иосифа Давыдовича Кобзона. Действительно: шли годы, менялись времена, а он всё так же со сцены своим спокойным, мягким баритоном дарил людям радость и надежду. Он пел о дружбе и любви, о Родине. Коллега и близкий друг исполнителя Лев Лещенко вспоминал, что Кобзон умел доносить до публики глубокий смысл песен, рассказывать в них целые истории, плакать и смеяться вместе со слушателями. Но не только высочайшее исполнительское мастерство Иосифа Давыдовича осталось в памяти тех, кто его знал. О певце говорили: он не мог жить спокойно, если не помогал другим. А он говорил: «Я не могу по-другому. Я, видимо, так устроен...»
Его телефон не умолкал с утра и до позднего вечера. Звонили артисту не только, чтобы пригласить на гастроли. Многие обращались к нему за поддержкой: кто-то оказался в больнице, кто-то, наоборот, не смог попасть на лечение. Одним срочно нужны лекарства, другим никак не удаётся получить квартиру... Иосиф Давыдович запросто давал людям свой номер телефона — на всякий случай: а вдруг им когда-нибудь понадобится помощь? Ему мог позвонить слесарь из ЖЭКа, пенсионерка из дома престарелых, журналист районной газеты. Кобзон внимательно выслушивал каждого. И помогал.
А многие зрители признавались, что им достаточно просто услышать, как поёт Иосиф Кобзон, — и все горести и проблемы отступали на второй план. Именно поэтому певец всегда спешил туда, где людям было особенно трудно. В 1980 году Иосиф Давыдович отправился с концертами в Афганистан — там был в разгаре тяжёлый военный конфликт, в котором принимали участие советские войска. Посреди чужеземной пустыни и песчаных гор, стоя в кузове грузовика, Кобзон пел воинам-интернационалистам о русских берёзах, о Родине и доме, где их ждут дорогие сердцу люди. Однажды Иосиф Давыдович попал под обстрел, но не прервал гастроли, не уехал, а продолжал петь для русских солдат.
Такую же самоотверженность продемонстрировал он и в 1986 году: Кобзон приехал в Чернобыль спустя всего месяц после аварии на атомной электростанции. Он выступил перед героическими ликвидаторами последствий катастрофы. Несмотря на радиоактивную опасность, певец отказался от респиратора. Пять часов подряд зрители не отпускали любимого артиста со сцены. Иосиф Давыдович понимал, что его песни очень нужны сейчас этим людям, и пел для них, не чувствуя усталости.
Настоящий героизм проявил Иосиф Кобзон в 2002 году. 23 октября чеченские террористы захватили заложников в московском Театре на Дубровке, прямо во время спектакля — мюзикла «Норд-Ост». Кобзон узнал о происшествии из ночных телевизионных новостей. Через час он уже был у дверей театра и бесстрашно вошёл внутрь для переговоров с боевиками. Певцу удалось тогда вывести из захваченного здания пятерых, в том числе трёх маленьких детей и беременную женщину. Иосиф Давыдович вспоминал, что совсем не чувствовал страха: «Первая мысль тогда была: я должен быть рядом с теми, кому плохо. Когда испытываешь чувство причастности к людям, попавшим в беду, — ничего не страшно».
С такими же чувствами в 2014 году Иосиф Кобзон посетил Донбасс, свою малую родину: певец появился на свет в посёлке Часов Яр Донецкой области. Он привёз гуманитарную помощь и, конечно же, спел. Тысячи людей подхватывали слова любимой с детства песни: «Я люблю тебя, жизнь...»
Свою жизнь Иосиф Давыдович посвятил зрителям, для которых выступал на протяжении без малого полувека. «Я всегда пел для народа», — говорил Кобзон. И неудивительно, что очень многие, даже не зная лично, считали его близким и родным человеком.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











