
Деян., 48 зач., XXV, 13-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Библейская история довольно часто воспринимается людьми как нечто интересное, загадочное, исполненное чудесами, но непосредственно к нашей жизни не относящееся. Мы здесь, а люди Библии в прошлом. Но так ли это на самом деле? В отрывке из 25 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах за богослужением, есть ответ на этот вопрос. Давайте его послушаем.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Сегодняшний отрывок очень необычен, так как представляет собой пересказ истории Павла язычником, римском прокуратором Иудеи Фестом. Прежний прокуратор Феликс продержал апостола под арестом два года, а Фест в угоду иудеям также не торопился отпускать Павла на волю, хотя на суде не раз убеждался в его невиновности.
Итак, к Фесту приехали царь Ирод Агриппа со своей сожительницей Вереникой, которым он предложил послушать одного подсудимого, на которого пожаловались старейшины его же собственного народа. Серьёзных обвинений предъявлено не было, ничего такого, за что римского гражданина можно было бы осудить на смертную казнь.
Из рассказа Луки следует, что Фест довольно точно уловил суть благовестия апостола Павла. Все остальные споры он даже не запомнил. Для него они все объединяются в одну фразу «споры о Богопочитании», которые ему не очень-то и интересны. Он, будучи язычником, вообще воспринимал иудеев как странных людей, которые наживают себе проблемы, отказываясь почитать общих богов и упрямо поклоняются только своему Богу. При этом он отдельно выделяет то, что в рассказе Павла его особенно заинтересовало. Он говорит: этот человек утверждал также о каком-то умершем Иисусе, что Он жив. Ничто не задело, а это задело. Причём интересно, что это формулировка самого Феста, который не говорит о воскресении Христа, но говорит о том, что Он жив. И это исключительно важно. Он передает мироощущение апостола, в котором Христос не просто воскрес, оставил какие-то распоряжения, вознёсся и исчез из жизни людей. Но Павел воспринимал воскресшего совершенно иначе, как Того, Кто жив прямо сейчас.
Несомненно, что такое восприятие Иисуса Христа актуально и сегодня. Когда мы через две тысячи лет рассуждаем о Нём, для нас Он может казаться древним проповедником, Который когда-то произнёс Нагорную проповедь и говорил ученикам о необходимости любить друг друга. Один из учителей древности, или даже Богочеловек, Который после распятия воскрес, вознёсся и как будто бы ушёл из истории. Мы молимся Ему, читаем Его слова в Евангелии, но мы здесь, а Он там. И вот апостол формулирует то, что было очевидно для верующих в течение двух тысяч лет. Христос не остался где-то там, в первом веке, Он живёт уже две тысячи лет после Своего воскресения и будет жить вечно, потому что Он Воплотившийся Бог, который умер и воскрес. И, пожалуй, что в христианстве это оказывается самым важным. Мы знаем, что такое живой человек по своему опыту. Мы учитываем его, думаем о нём, его присутствие влияет на нашу жизнь. Так вот для апостола Павла, как и для многих поколений христиан, живущих после него, таким живым человеком, или лучше Богочеловеком, был и остаётся Иисус Христос. Который был мертв, но мы утверждаем, что Он жив.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.