Деян., 48 зач., XXV, 13-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Библейская история довольно часто воспринимается людьми как нечто интересное, загадочное, исполненное чудесами, но непосредственно к нашей жизни не относящееся. Мы здесь, а люди Библии в прошлом. Но так ли это на самом деле? В отрывке из 25 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах за богослужением, есть ответ на этот вопрос. Давайте его послушаем.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Сегодняшний отрывок очень необычен, так как представляет собой пересказ истории Павла язычником, римском прокуратором Иудеи Фестом. Прежний прокуратор Феликс продержал апостола под арестом два года, а Фест в угоду иудеям также не торопился отпускать Павла на волю, хотя на суде не раз убеждался в его невиновности.
Итак, к Фесту приехали царь Ирод Агриппа со своей сожительницей Вереникой, которым он предложил послушать одного подсудимого, на которого пожаловались старейшины его же собственного народа. Серьёзных обвинений предъявлено не было, ничего такого, за что римского гражданина можно было бы осудить на смертную казнь.
Из рассказа Луки следует, что Фест довольно точно уловил суть благовестия апостола Павла. Все остальные споры он даже не запомнил. Для него они все объединяются в одну фразу «споры о Богопочитании», которые ему не очень-то и интересны. Он, будучи язычником, вообще воспринимал иудеев как странных людей, которые наживают себе проблемы, отказываясь почитать общих богов и упрямо поклоняются только своему Богу. При этом он отдельно выделяет то, что в рассказе Павла его особенно заинтересовало. Он говорит: этот человек утверждал также о каком-то умершем Иисусе, что Он жив. Ничто не задело, а это задело. Причём интересно, что это формулировка самого Феста, который не говорит о воскресении Христа, но говорит о том, что Он жив. И это исключительно важно. Он передает мироощущение апостола, в котором Христос не просто воскрес, оставил какие-то распоряжения, вознёсся и исчез из жизни людей. Но Павел воспринимал воскресшего совершенно иначе, как Того, Кто жив прямо сейчас.
Несомненно, что такое восприятие Иисуса Христа актуально и сегодня. Когда мы через две тысячи лет рассуждаем о Нём, для нас Он может казаться древним проповедником, Который когда-то произнёс Нагорную проповедь и говорил ученикам о необходимости любить друг друга. Один из учителей древности, или даже Богочеловек, Который после распятия воскрес, вознёсся и как будто бы ушёл из истории. Мы молимся Ему, читаем Его слова в Евангелии, но мы здесь, а Он там. И вот апостол формулирует то, что было очевидно для верующих в течение двух тысяч лет. Христос не остался где-то там, в первом веке, Он живёт уже две тысячи лет после Своего воскресения и будет жить вечно, потому что Он Воплотившийся Бог, который умер и воскрес. И, пожалуй, что в христианстве это оказывается самым важным. Мы знаем, что такое живой человек по своему опыту. Мы учитываем его, думаем о нём, его присутствие влияет на нашу жизнь. Так вот для апостола Павла, как и для многих поколений христиан, живущих после него, таким живым человеком, или лучше Богочеловеком, был и остаётся Иисус Христос. Который был мертв, но мы утверждаем, что Он жив.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова