Наталия Ильинична Сац: народная артистка и театральный режиссёр - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Наталия Ильинична Сац: народная артистка и театральный режиссёр

Наталия Ильинична Сац: народная артистка и театральный режиссёр
Поделиться Поделиться

Создательница первого в мире театра для детей — Наталия Ильинична Сац — почти все спектакли ставила сама. Будучи большим энтузиастом и преданным своему делу человеком, Наталия Ильинична была ярким светом даже в череде серых будней во время её пребывания в исправительно-трудовом лагере.

Дочь композитора и оперной певицы, Наталия с детства росла в творческой атмосфере. Уже в возрасте 15 лет она устроилась работать в театрально-музыкальную студию, где впоследствии возглавила детское отделение. Московский детский театр, которым руководила Сац, появился в 1920 году. Наталия Ильинична сотрудничала с видными деятелями того времени: Валентином Катаевым, Евгением Шварцем, Алексеем Толстым, Сергеем Прокофьевым. В 1937 году Наталию Ильиничну арестовали как жену «врага народа». После освобождения Наталия обосновалась в Алма-Ате, где в 1942 году появился театр юного зрителя. После реабилитации в 50-х годах Наталия вернулась в Москву и открыла Детский музыкальный театр на проспекте Вернадского.

Что говорила Наталия Ильинична скептикам, считающим, что война — не время для театров?

Наталия Ильинична Сац — народная артистка, театральный режиссёр, драматург и педагог — дебютировала на сцене, когда ей был... всего один год. Это случилось в 1904 году. Отец Наталии, композитор Илья Александрович Сац, написал музыку для одной из постановок Театра Мейерхольда. В какой-то момент в увертюре должен был прозвучать плач младенца. Во время репетиций музыканты пытались разными способами его воспроизвести. Сначала с помощью музыкальных инструментов — получалось совсем непохоже. Тогда имитировать детский плач попробовал кто-то из актёров — это было уже лучше, но всё равно выходило неправдоподобно. Тем временем настал день премьеры, и накануне композитора вдруг осенило: крик младенца должен изобразить... сам младенец! На спектакль он принёс свою годовалую дочку Наташу. Девочка, завёрнутая в одеяло, посапывала в плетёной колыбельке рядом с дирижёрским пультом. Во рту у неё была пустышка. В нужный момент композитор наклонился и забрал пустышку у дочери. Секунда — и на весь зал раздался пронзительный детский плач! Этот необычный театральный дебют словно определил всю дальнейшую судьбу Наталии Сац. До последнего дня её жизнь была связана с театром и с детьми.

Росла Наташа в творческой атмосфере: отец — композитор, мать — оперная певица. С детства девочка занималась в московской драматической студии имени Грибоедова. Когда ей исполнилось всего пятнадцать, она устроилась на работу в театрально-музыкальную студию Моссовета. Наталия Ильинична вспоминала, что была тогда юной гимназисткой, и полагала, что её возьмут разве что на какую-нибудь техническую должность — вроде гардеробщицы или секретарши. Но Наталии неожиданно предложили... возглавить детское отделение студии!

Окрылённая энтузиазмом, она приступила к работе. Первыми её постановками стали русские народные сказки и басни Крылова. Каким восторгом светились лица ребятишек, когда они приходили на спектакли! Для детей, живших на окраинах, Наталия Сац организовала своего рода гастроли: несколько раз в месяц актёры отправлялись в отдалённые районы города. Эти выездные представления пользовались огромной популярностью. Скоро Наталия поняла, что пора расширять горизонты. В 1920 году она, преодолев массу бюрократических препон, создала Московский детский театр — первый в мире театр для детей. И стала его директором и художественным руководителем. Почти все спектакли Наталия Ильинична ставила сама. Пьесы для нового театра сочиняли популярные литераторы того времени — Валентин КатаевЕвгений ШварцАлексей Толстой. А композитор Сергей Прокофьев написал свою знаменитую музыкальную сказку «Петя и волк». В 1936 году Московский детский театр переехал в новое помещение в самом центре столицы.

А в 1937 году Наталию Ильиничну арестовали как жену «врага народа». Приговор — пять лет Волжского исправительно-трудового лагеря. Но даже в заключении она не теряла энтузиазма: основала среди осуждённых драматический кружок и джазовый оркестр. Те, кто отбывал наказание рядом с Наталией Сац, говорили, что для них она была ярким светом в череде серых лагерных будней. После освобождения Наталии запретили возвращаться в Москву. Она обосновалась в Алма-Ате и, конечно же, не стала сидеть сложа руки. В 1942 году её стараниями в городе появился Театр юного зрителя. Дети были в восторге. А скептики говорили: война — не время для театров. Но Наталия Ильинична категорически возражала: «Как — не время? Отцы на фронте, матери на работе, и заглянуть в сердце маленькому человеку, дать ему радость, веру нужно именно сейчас!» — говорила она. Алма-Атинским Театром юного зрителя Наталия Сац руководила тринадцать лет.

В конце 50-х годов её реабилитировали, и она смогла вернуться в Москву, где спустя несколько лет появилось ещё одно её детище — Детский музыкальный театр на проспекте Вернадского. Там шли спектакли «Три толстяка», «Синяя птица», «Волшебная флейта», и зал всегда был полон детей. Маленьким зрителям она посвятила всю жизнь и без остатка отдавала им свою творческую энергию и талант.

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях

Также рекомендуем