Наталия Ильинична Сац — народная артистка, театральный режиссёр, драматург и педагог — дебютировала на сцене, когда ей был... всего один год. Это случилось в 1904-м. Отец Наталии, композитор Илья Александрович Сац, написал музыку для одной из постановок Театра Мейерхольда. В какой-то момент в увертюре должен был прозвучать плач младенца. Во время репетиций музыканты пытались разными способами его воспроизвести. Сначала с помощью музыкальных инструментов. Получалось совсем непохоже. Тогда имитировать детский плач попробовал кто-то из актёров. Это было уже лучше, но всё равно выходило неправдоподобно. Тем временем настал день премьеры. И накануне композитора вдруг осенило: крик младенца должен изобразить... сам младенец! На спектакль он принёс свою годовалую дочку Наташу. Девочка, завёрнутая в одеяло, посапывала в плетёной колыбельке рядом с дирижёрским пультом. Во рту у неё была пустышка. В нужный момент композитор наклонился и забрал пустышку у дочери. Секунда — и на весь зал раздался пронзительный детский плач! Этот необычный театральный дебют словно определил всю дальнейшую судьбу Наталии Сац. До последнего дня её жизнь была связана с театром и с детьми.
Росла Наташа в творческой атмосфере. Отец — композитор. Мать — оперная певица. С детства девочка занималась в московской драматической студии имени Грибоедова. Когда ей исполнилось всего пятнадцать, устроилась на работу в театрально-музыкальную студию Моссовета. Наталья Ильинична вспоминала, что была тогда юной гимназисткой, и полагала, что её возьмут разве что на какую-нибудь техническую должность — вроде гардеробщицы или секретарши. Но Наталии неожиданно предложили... возглавить детское отделение студии!
Окрылённая энтузиазмом, она приступила к работе. Первыми её постановками стали русские народные сказки и басни Крылова. Каким восторгом светились лица ребятишек, когда они приходили на спектакли! Для детей, живших на окраинах, Наталия Сац организовала своего рода гастроли: несколько раз в месяц актёры отправлялись в отдалённые районы города. Эти выездные представления пользовались огромной популярностью. Скоро Наталия поняла, что пора расширять горизонты. В 1920 году она, преодолев массу бюрократических препон, создала Московский Детский театр — первый в мире театр для детей. И стала его директором и художественным руководителем. Почти все спектакли Наталия Ильинична ставила сама. Пьесы для нового театра сочиняли популярные литераторы того времени — Валентин Катаев, Евгений Шварц, Алексей Толстой. А композитор Сергей Прокофьев написал свою знаменитую музыкальную сказку «Петя и волк». В 1936 году Московский Детский театр переехал в новое помещение в самом центре столицы.
А в 1937-м Наталью Ильиничну арестовали — как жену «врага народа». Приговор — пять лет Волжского исправительно-трудового лагеря. Но даже в заключении она не теряла энтузиазма. Основала среди осуждённых драматический кружок и джазовый оркестр. Те, кто отбывал наказание рядом с Наталией Сац, говорили, что для них она была ярким светом в череде серых лагерных будней. После освобождения Наталии запретили возвращаться в Москву. Она обосновалась в Алма-Ате. И, конечно же, не стала сидеть сложа руки. В 1942 году её стараниями в городе появился Театр юного зрителя. Дети были в восторге. А скептики говорили: война — не время для театров. Но Наталия Ильинична категорически возражала: «Как — не время? Отцы на фронте, матери на работе, и заглянуть в сердце маленькому человеку, дать ему радость, веру нужно именно сейчас!», — говорила она. Алма-Атинским Театром Юного зрителя Наталия Сац руководила тринадцать лет.
В конце 50-х годов её реабилитировали, и она смогла вернуться в Москву, где спустя несколько лет появилось ещё одно её детище — Детский Музыкальный театр на Проспекте Вернадского. Там шли спектакли «Три толстяка», «Синяя птица», «Волшебная флейта». И зал всегда был полон детей. Маленьким зрителям она посвятила всю жизнь, и без остатка отдавала им свою творческую энергию и талант.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.