Создательница первого в мире театра для детей — Наталия Ильинична Сац — почти все спектакли ставила сама. Будучи большим энтузиастом и преданным своему делу человеком, Наталия Ильинична была ярким светом даже в череде серых будней во время её пребывания в исправительно-трудовом лагере.
Дочь композитора и оперной певицы, Наталия с детства росла в творческой атмосфере. Уже в возрасте 15 лет она устроилась работать в театрально-музыкальную студию, где впоследствии возглавила детское отделение. Московский детский театр, которым руководила Сац, появился в 1920 году. Наталия Ильинична сотрудничала с видными деятелями того времени: Валентином Катаевым, Евгением Шварцем, Алексеем Толстым, Сергеем Прокофьевым. В 1937 году Наталию Ильиничну арестовали как жену «врага народа». После освобождения Наталия обосновалась в Алма-Ате, где в 1942 году появился театр юного зрителя. После реабилитации в 50-х годах Наталия вернулась в Москву и открыла Детский музыкальный театр на проспекте Вернадского.
Что говорила Наталия Ильинична скептикам, считающим, что война — не время для театров?

Наталия Ильинична Сац — народная артистка, театральный режиссёр, драматург и педагог — дебютировала на сцене, когда ей был... всего один год. Это случилось в 1904 году. Отец Наталии, композитор Илья Александрович Сац, написал музыку для одной из постановок Театра Мейерхольда. В какой-то момент в увертюре должен был прозвучать плач младенца. Во время репетиций музыканты пытались разными способами его воспроизвести. Сначала с помощью музыкальных инструментов — получалось совсем непохоже. Тогда имитировать детский плач попробовал кто-то из актёров — это было уже лучше, но всё равно выходило неправдоподобно. Тем временем настал день премьеры, и накануне композитора вдруг осенило: крик младенца должен изобразить... сам младенец! На спектакль он принёс свою годовалую дочку Наташу. Девочка, завёрнутая в одеяло, посапывала в плетёной колыбельке рядом с дирижёрским пультом. Во рту у неё была пустышка. В нужный момент композитор наклонился и забрал пустышку у дочери. Секунда — и на весь зал раздался пронзительный детский плач! Этот необычный театральный дебют словно определил всю дальнейшую судьбу Наталии Сац. До последнего дня её жизнь была связана с театром и с детьми.
Росла Наташа в творческой атмосфере: отец — композитор, мать — оперная певица. С детства девочка занималась в московской драматической студии имени Грибоедова. Когда ей исполнилось всего пятнадцать, она устроилась на работу в театрально-музыкальную студию Моссовета. Наталия Ильинична вспоминала, что была тогда юной гимназисткой, и полагала, что её возьмут разве что на какую-нибудь техническую должность — вроде гардеробщицы или секретарши. Но Наталии неожиданно предложили... возглавить детское отделение студии!
Окрылённая энтузиазмом, она приступила к работе. Первыми её постановками стали русские народные сказки и басни Крылова. Каким восторгом светились лица ребятишек, когда они приходили на спектакли! Для детей, живших на окраинах, Наталия Сац организовала своего рода гастроли: несколько раз в месяц актёры отправлялись в отдалённые районы города. Эти выездные представления пользовались огромной популярностью. Скоро Наталия поняла, что пора расширять горизонты. В 1920 году она, преодолев массу бюрократических препон, создала Московский детский театр — первый в мире театр для детей. И стала его директором и художественным руководителем. Почти все спектакли Наталия Ильинична ставила сама. Пьесы для нового театра сочиняли популярные литераторы того времени — Валентин Катаев, Евгений Шварц, Алексей Толстой. А композитор Сергей Прокофьев написал свою знаменитую музыкальную сказку «Петя и волк». В 1936 году Московский детский театр переехал в новое помещение в самом центре столицы.
А в 1937 году Наталию Ильиничну арестовали как жену «врага народа». Приговор — пять лет Волжского исправительно-трудового лагеря. Но даже в заключении она не теряла энтузиазма: основала среди осуждённых драматический кружок и джазовый оркестр. Те, кто отбывал наказание рядом с Наталией Сац, говорили, что для них она была ярким светом в череде серых лагерных будней. После освобождения Наталии запретили возвращаться в Москву. Она обосновалась в Алма-Ате и, конечно же, не стала сидеть сложа руки. В 1942 году её стараниями в городе появился Театр юного зрителя. Дети были в восторге. А скептики говорили: война — не время для театров. Но Наталия Ильинична категорически возражала: «Как — не время? Отцы на фронте, матери на работе, и заглянуть в сердце маленькому человеку, дать ему радость, веру нужно именно сейчас!» — говорила она. Алма-Атинским Театром юного зрителя Наталия Сац руководила тринадцать лет.
В конце 50-х годов её реабилитировали, и она смогла вернуться в Москву, где спустя несколько лет появилось ещё одно её детище — Детский музыкальный театр на проспекте Вернадского. Там шли спектакли «Три толстяка», «Синяя птица», «Волшебная флейта», и зал всегда был полон детей. Маленьким зрителям она посвятила всю жизнь и без остатка отдавала им свою творческую энергию и талант.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











