Николай Николаевич Носов — писатель, чьими книгами зачитывались и продолжают зачитываться сегодня и дети, и взрослые. Автор рассказов о Незнайке и школьнике Вите Малееве хорошо знал детское сердце, о чем писал в своих воспоминаниях писатель Рувим Фраерман.
Непростое детство, которое пришлось на тяжелые послереволюционные годы, вынудило Николая Николаевича уже в детстве помогать семье и браться за любую работу. Желание же писать для детей у Носова появилось позже — когда он сам стал отцом. С помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, Носов пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Книги Николая Николаевича и сегодня учат дружбе, доброте, любви, сопереживанию.
Что говорил о своей творческой работе Николай Николаевич Носов, которую он считал лучшей на свете?

Николай Николаевич Носов, автор знаменитых рассказов о весёлом Незнайке и школьнике Вите Малееве, не собирался становиться писателем. В юности он увлекался химией, а учиться после школы пошёл на кинематографиста. Желание писать для детей появилось у Носова позже — когда он сам стал отцом.
«Я увидел детство не в тумане далёкого прошлого, а в непосредственной близости. Эта волшебная страна удивила меня. Я разглядел в ребёнке то, чего не замечал раньше. Захотелось показать это и другим», — говорил Николай Николаевич.
Детство самого писателя было непростым. Оно пришлось на тяжёлые послереволюционные годы. С 14 лет Коля стал помогать семье, которая жила тогда в острой нужде. Чтобы поддержать родителей, младших братьев и сестёр, Николай хватался за любую работу. Побывал землекопом, продавцом газет, месил бетон и клал кирпичи на стройке. Однажды, будучи уже известным писателем, Носов получил письмо от маленького мальчика, который рассказывал, что часто берёт его книги в библиотеке. Но дома у него книг писателя нет. Потому что у мамы маленькая зарплата. И она не может их купить. Прочтя эти строки, писатель вспомнил собственное детство. Родителей, считавших каждую копейку... В тот же день Носов отправил мальчику в посылке по экземпляру всех своих книг, которые к тому моменту были изданы.
Творчество для детей Николай Николаевич называл лучшей в мире работой. И при этом совсем не простой. «Она требует очень много знаний — литературных, детской психологии. Но главное — любви. К детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил писатель. Неудивительно, что первые же его рассказы маленькие читатели приняли на ура. Коллега Николая Николаевича, писательница Анна Кардашова, однажды стала свидетельницей его выступления перед школьниками младших классов. Она вспоминала, как Носов читал один рассказ за другим. В зале, где сидели несколько десятков маленьких шалунов, стояла тишина. Но когда автор закончил чтение, аудитория вдруг взорвалась криками: ещё! Ещё! Ребята хлопали, топали ногами и требовали продолжения. Дети приняли Носова и полюбили навсегда.
Писатель Руфим Фраерман в воспоминаниях о Николае Николаевиче писал, что Носов хорошо знал детское сердце. И в своих книгах с помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Чтобы на пути взросления ребёнок помнил и знал, что в жизни хорошо и что плохо. «Человека надо воспитывать добротой», — любил повторять Носов. Именно этому он и посвятил свою жизнь, создавая добрые и светлые произведения. Например, рассказ «Огурцы». В нём мальчик по имени Котька учится быть честным и правдивым. Он на собственном примере узнаёт, что брать чужое нехорошо, а обманывать стыдно. А в «Повести о моём друге Игоре» маленький герой проходит через события, которые учат его дружбе, доброте, любви, сопереживанию, общности с другими людьми.
Друг Николая Носова, детский писатель Анатолий Алексин однажды заметил: далеко не всякая хорошая взрослая книга может быть интересна детям. Зато всякое истинно талантливое произведение, написанное для детей, пленяет людей всех без исключения возрастов. Говоря эти слова, он имел в виду книги Николая Носова. Ими зачитывались, и продолжают зачитываться сегодня, маленькие и взрослые. И у нас, и в других странах. В Японии, например, один почитатель творчества Николая Николаевича даже открыл кафе, которое назвал в честь знаменитого носовского героя — «Незнайка». Да и сам Николай Николаевич Носов говорил: «Даже если вы — совсем взрослый, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы. А мы с вами — всё те же дети».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда современный человек говорит о вере, он обычно подразумевает, что принимает некоторую информацию за истину, не проверив её опытно. При этом сама по себе информация, в которую верят, может никак не влиять на жизнь такого верующего. Но может ли христианин так верить? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Как мы воспринимаем человека, который начинает жить по каким-то своим правилам? Если они нарушают общественную жизнь, как преступника. Если кажутся нам странными и неоправданными, как чудака. Если мы понимаем его цель и считаем её значимой, как волевого и целеустремленного. При этом современный мир привык в своих оценках ориентироваться на то, что кажется объективным, научным. Объективные основания как будто бы делают всё проще, потому что доказывают нам пользу или вред того или иного действия или явления.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел пишет о делах закона и вере во Христа. Объяснить то, как они соотносятся, было для него очень важно, потому что сохранение закона в качестве условия спасения лишало смысла жертву Спасителя. Если можно спастись самому, просто исполняя закон, Христос в качестве спасителя оказывается не нужен. Но опыт жизни самих иудеев говорил о том, что исполнить закон невозможно. И, что ещё важнее, закон не соединяет человека с Богом, это возможно только через Христа, благодаря вере в Него. Впрочем, в таком подходе была другая опасность. Ведь, если человек говорил: «Я верю, что Христос меня спас, очистил и примирил с Богом», это ещё не значило, что он менял что-то в собственной жизни. И, судя по словам апостола, находились люди, которые называли себя верующими и продолжали грешить. Обращаясь к тем, кто позволил себе подобное совмещение, Павел показывает, к чему ведёт такой путь. Соединившись с Христом и продолжая грешить, человек как будто бы делал грешником и самого Спасителя. Но так как это было совершенно исключено, оставалось другое — такой человек возвращался в своё греховное состояние. Никого не заставляя и не обличая, апостол заводит речь о себе, чтобы каждый, кто решится, мог последовать за ним.
Не имея возможности исполнить весь закон, он умер для закона, но верой ожил для Бога. Он не верит больше в спасительность закона, но верит в спасительность любви Христовой. Иисус приходит и умирает на кресте, проявляя верность Отцу. Исполняя волю Божию о Себе, Христос исполнил волю Божию о каждом человеке. Своей верностью Богу, Он проложил путь верности для каждого человека. Павел убежден, что, вверив себя в руки Христа и решительно встав на путь исполнения воли Божией, он сам обретёт в Нём новую праведность, так что сможет сказать: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Речь совсем не о потере апостолом своей личности. Отнюдь. Но о том, что во Христе апостол обретает Того, в Чью помощь и поддержку может верить совершенно. И теперь, продолжая жить во плоти, то есть не став совершенно идеальным, не преодолев все свои немощи, апостол живёт не тем, что уверен в себе, но верой в Сына Божия, Который возлюбил его и умер для его спасения. Впрочем, возлюбил не только его и умер не только за него, но и за каждого из нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 19. Богослужебные чтения
Герой кинорежиссёра Алексея Балабанова — Данила Багров — был уверен, что сила в правде. Стоит отметить, что сам Данила правду понимал довольно специфично, но в целом был недалёк от истины. Сила, действительно, в правде — правде Божией. Об этом, в частности, говорится в псалме 19-м, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 19.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
3 Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным.
5 Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
6 Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Псалом 19-й был написан в непростые для царя Давида и всего царства Израильского времена. На древний Израиль готовилось напасть огромное войско соседних языческих народов. И у Давида не было иного выбора, кроме как принять вызов и силой ответить на угрозу. Царь прекрасно понимал, что его войско значительно меньше, чем у неприятеля. Но Давид так же прекрасно понимал, что правда на его стороне. Ведь он не собирался ни с кем конфликтовать, не желал брать чужого. И народ древнего Израиля всё это прекрасно понимал и чувствовал.
И Давид в прозвучавшем псалме фиксирует молитву, которую обращают к Богу его подданные. О чём же просили Господа люди? Вот что мы слышим в псалме: «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева». Давид пишет о себе в третьем лице. День грядущей битвы он именует днём печали и просит Господа о помощи, понимая, что несёт ответственность за судьбу многих и многих людей. Перед битвой царь приходит в скинию — переносной храм-шатёр, в котором хранился ковчег завета. Так называлась главная святыня древнего Израиля. Перед ковчегом Давид молился. О том свидетельствуют следующие слова: «Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным».
От лица народа Давид указывает, что всем сердцем стремится к победе. Победе справедливой и честной. Ему не нужны чужие блага, он хочет защитить свою страну и свой народ. Вот что требуется его сердцу. Или читаем мы в псалме: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит». И царь предвещает победу. Он чувствует, что Господь на его стороне, потому что сам Давид стремится исполнить правду не свою, а Божию. Он пишет: «Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя».
Эта часть псалма была составлена до сражения. А уже после Давид торжествует и благодарит Бога за победу. Совершенно неожиданно для всех — и для противников Давида, и для древних иудеев — немногочисленное войско древнего Израиля одержало верх. Сильный соперник оказался разгромлен. И радостный Давид пишет: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей». Причину победы царь видит в верности Господу. Хорошо, конечно, иметь сильных воинов, эффективное оружие. Но если ты не на стороне правды Божией, всё окажется тщетным. Или как читаем мы в псалме: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо».
В конце псалма Давид, обращаясь к Богу, просит Его и в будущем не оставлять без помощи ни самого Давида, ни верных Господу людей: «Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе». Пусть эти слова и нас вдохновляют, укрепляют! Будем помнить, что Бог никогда не будет помогать лукавству, вставать на сторону нравственной нечистоты. И даже не надо тешить себя иллюзиями, что Господа можно обмануть. Нет, не получится. Бог только на стороне правды. Давайте же и мы будем за правду Божию держаться, чтобы с Господом радоваться и побеждать.
Псалом 19. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 19. (Церковно-славянский перевод)
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







