Николай Николаевич Носов — писатель, чьими книгами зачитывались и продолжают зачитываться сегодня и дети, и взрослые. Автор рассказов о Незнайке и школьнике Вите Малееве хорошо знал детское сердце, о чем писал в своих воспоминаниях писатель Рувим Фраерман.
Непростое детство, которое пришлось на тяжелые послереволюционные годы, вынудило Николая Николаевича уже в детстве помогать семье и браться за любую работу. Желание же писать для детей у Носова появилось позже — когда он сам стал отцом. С помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, Носов пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Книги Николая Николаевича и сегодня учат дружбе, доброте, любви, сопереживанию.
Что говорил о своей творческой работе Николай Николаевич Носов, которую он считал лучшей на свете?

Николай Николаевич Носов, автор знаменитых рассказов о весёлом Незнайке и школьнике Вите Малееве, не собирался становиться писателем. В юности он увлекался химией, а учиться после школы пошёл на кинематографиста. Желание писать для детей появилось у Носова позже — когда он сам стал отцом.
«Я увидел детство не в тумане далёкого прошлого, а в непосредственной близости. Эта волшебная страна удивила меня. Я разглядел в ребёнке то, чего не замечал раньше. Захотелось показать это и другим», — говорил Николай Николаевич.
Детство самого писателя было непростым. Оно пришлось на тяжёлые послереволюционные годы. С 14 лет Коля стал помогать семье, которая жила тогда в острой нужде. Чтобы поддержать родителей, младших братьев и сестёр, Николай хватался за любую работу. Побывал землекопом, продавцом газет, месил бетон и клал кирпичи на стройке. Однажды, будучи уже известным писателем, Носов получил письмо от маленького мальчика, который рассказывал, что часто берёт его книги в библиотеке. Но дома у него книг писателя нет. Потому что у мамы маленькая зарплата. И она не может их купить. Прочтя эти строки, писатель вспомнил собственное детство. Родителей, считавших каждую копейку... В тот же день Носов отправил мальчику в посылке по экземпляру всех своих книг, которые к тому моменту были изданы.
Творчество для детей Николай Николаевич называл лучшей в мире работой. И при этом совсем не простой. «Она требует очень много знаний — литературных, детской психологии. Но главное — любви. К детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил писатель. Неудивительно, что первые же его рассказы маленькие читатели приняли на ура. Коллега Николая Николаевича, писательница Анна Кардашова, однажды стала свидетельницей его выступления перед школьниками младших классов. Она вспоминала, как Носов читал один рассказ за другим. В зале, где сидели несколько десятков маленьких шалунов, стояла тишина. Но когда автор закончил чтение, аудитория вдруг взорвалась криками: ещё! Ещё! Ребята хлопали, топали ногами и требовали продолжения. Дети приняли Носова и полюбили навсегда.
Писатель Руфим Фраерман в воспоминаниях о Николае Николаевиче писал, что Носов хорошо знал детское сердце. И в своих книгах с помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Чтобы на пути взросления ребёнок помнил и знал, что в жизни хорошо и что плохо. «Человека надо воспитывать добротой», — любил повторять Носов. Именно этому он и посвятил свою жизнь, создавая добрые и светлые произведения. Например, рассказ «Огурцы». В нём мальчик по имени Котька учится быть честным и правдивым. Он на собственном примере узнаёт, что брать чужое нехорошо, а обманывать стыдно. А в «Повести о моём друге Игоре» маленький герой проходит через события, которые учат его дружбе, доброте, любви, сопереживанию, общности с другими людьми.
Друг Николая Носова, детский писатель Анатолий Алексин однажды заметил: далеко не всякая хорошая взрослая книга может быть интересна детям. Зато всякое истинно талантливое произведение, написанное для детей, пленяет людей всех без исключения возрастов. Говоря эти слова, он имел в виду книги Николая Носова. Ими зачитывались, и продолжают зачитываться сегодня, маленькие и взрослые. И у нас, и в других странах. В Японии, например, один почитатель творчества Николая Николаевича даже открыл кафе, которое назвал в честь знаменитого носовского героя — «Незнайка». Да и сам Николай Николаевич Носов говорил: «Даже если вы — совсем взрослый, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы. А мы с вами — всё те же дети».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Как праздновали Рождество в Российской империи

Фото: Robert Thiemann / Unsplash
Рождество Христово — один из самых любимых праздников в России. Уже не одно столетие к светлому торжеству наряжают ёлку, готовят для близких подарки и собираются всей семьёй. Многие рождественские традиции, дорогие каждому русскому сердцу, пришли к нам из царской России.
В Российской империи праздник Рождества Христова был одним из главных и долгожданных в календарном году. Самому торжеству предшествовал сорокадневный Рождественский пост. Народная мудрость гласит: «Пост ведёт к вратам Рая, а милостыня отворяет их». Поэтому в пост люди стремились творить дела милосердия: навещать страждущих в больницах и приютах, помогать нищим.
Из-за перехода с юлианского на григорианский календарь после революции, Рождество Христово стало отмечаться по новому стилю — 7 января. Но раньше, по старому стилю, это торжество праздновалось до Нового года — 25 декабря. К празднику готовили специальные угощения и наряды. В Сочельник (день накануне Рождества) на стол ставили кутью и узвар — сладкую кашу из цельных зёрен пшеницы и компот из сухофруктов, заправленный мёдом. Уже к рождественскому столу пекли пироги с разными начинками: капустой, рыбой и мясом.
Дети и взрослые с нетерпением ждали светлый праздник и шли всей семьёй на Богослужение. Вот как описывает настроение после праздничной службы Иван Шмелёв в романе «Лето Господне»: «Идёшь из церкви. Всё — другое. Снег — святой. И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество!» После богослужения семьи с приглашёнными гостями садились разговляться за праздничный стол и вручали друг другу подарки. Детям чаще всего дарили сладости и игрушки. Александр Блок вспоминал, что «праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки и чист, как смола».
Кстати, традиция украшать рождественские ели и дарить друг другу подарки укоренилась в России во второй четверти XIX века по инициативе царской семьи. Немецкую традицию заимствовал Николай I, который начал устраивать рождественскую ёлку по просьбе своей супруги — Александры Фёдоровны. Перед праздником император лично ходил по магазинам и лавкам, выбирая подарки для семьи и друзей. С тех пор царская семья стала ежегодно устраивать праздничную ёлку. Следом за царской семьёй эта традиция появилась и в домах дворян, а потом и в крестьянских избах. Для продажи рождественских деревьев даже устраивались специальные ёлочные базары. Так Рождество широко и радостно праздновалось всем русским народом.
Однако после революции 1917 года советская власть развернула борьбу с Православной Церковью. В СССР Рождество стало рабочим днём, а главным зимним праздником назначили Новый год. И всё-таки тёплые традиции Рождества оказались сильнее: многие дореволюционные обычаи были перенесены на празднование Нового года. В 1935 году для детей была устроена первая «новогодняя ёлка», а в семьях люди тайно продолжали праздновать Рождество Христово, сохранив для нас память о старинных русских традициях.
Все выпуски программы Открываем историю
Швейцарский поход Суворова. История подвига

Фото: Samual lim / Pexels
Еще со школьной скамьи многим знакома картина «Переход Суворова через Альпы» художника Василия Сурикова. На изображении прославленный полководец ведёт свою армию по обледенелым склонам гор, ободряя солдат и офицеров. Как же они оказались в Альпах среди снега на труднопроходимых перевалах?
После Великой Французской революции и свержения монархии, новая Французская республика, возглавляемая Законодательным собранием и Национальным конвентом, решила расширить пределы своих владений. С этим не были согласны многие европейские монархи, в том числе и российская императрица Екатерина II. В 1792 году была образована Первая антифранцузская коалиция, которая не смогла добиться успеха — французская армия завоевала Северную Италию, Швейцарию, левый берег Рейна и другие территории. И даже после этого Франция продолжила завоевания. В 1798 году сын Екатерины II, император Павел I, принял решение о вступлении России во Вторую антифранцузскую коалицию.
К этому моменту французскую армию в Италии возглавлял Наполеон Бонапарт, а успехи противника были настолько стремительными, что для ведения войны требовались лучшие полководцы. Поэтому из отставки вызвали генерала Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения. Полководец встал во главе объединённых сил России и Австрии. Благодаря решительным действиям армии под его предводительством территория Италии была освобождена за несколько месяцев. Однако эти успехи напугали союзницу России — Австрию, которая имела виды на итальянские территории и теперь хотела избавиться от русской армии в Италии.
В это же время часть русской армии под руководством генерала Александра Римского-Корсакова вместе с австрийскими союзниками боролась с противником на швейцарском фронте. Чтобы заставить Суворова вывести русские войска из Италии, австрийские войска под командованием эрцгерцога Карла направились в Голландию, и русский корпус генерала Римского-Корсакова остался в Швейцарии один на один с превосходящим по численности противником. Суворов оказался вынужден вывести свои силы на помощь русской армии в Швейцарию. Так, новый поход, получивший название Швейцарского, был предназначен для спасения русской армии генерала Римского-Корсакова. Для этого войскам Суворова было необходимо пробиваться через горные перевалы Альп, вступая в бои с французами. Генерал попросил австрийцев лишь об одном — предоставить ему мулов и провиант для горного похода, но и тут союзники подвели. Мулы и провиант были доставлены не вовремя и в недостающем объеме, но ждать дольше Суворов не мог. 24 сентября 1799 года его армия с боем преодолела перевал Сент-Готард. Военные продвигалась по узким горным тропам, теряя мулов, лошадей, испытывая недостаток в продовольствии и вступая в бои с противником. 28 сентября армия Суворова достигла деревни Муототаль, где полководец узнал страшную новость: они не успели, и французы разгромили армию Римского-Корсакова. Сам Суворов оказался в ловушке. Горная долина Муотаталь была окружена французами.
В тот день на военном совете Суворов сказал офицерам: «Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск...<...> Мы на краю пропасти! Но мы русские! C нами Бог!» После этого полки генерала, с победоносными боями, преодолели гору Паникс и добрались до швейцарского города Кур, где стояли союзные войска. Семнадцатидневный поход был окончен: Суворов смог сохранить свою армию. Император Павел I присвоил полководцу звание «генералиссимуса».
Сегодня в Альпах на пути, который когда-то прошла армия непобеждённого полководца, на отвесной скале можно увидеть огромный высеченный крест в память о тех, кто не вернулся из Швейцарского похода. А еще это памятник мужеству и верности русских военных, посвятивших свою жизнь служению России.
Все выпуски программы Открываем историю
Чудов монастырь. История исчезнувшей святыни

Эта история началась в далёком 1357 году, когда московским княжеством правил Иван II — отец князя Дмитрия Донского. Из Золотой Орды, монгольского государства, покорившего Русь ещё в XIII веке, в Москву пришли недобрые вести: ослепла Тайдула, мать хана Джанибека. И повелитель Орды требовал, чтобы русский митрополит приехал в Сарай, ордынскую столицу (сейчас это территория Астраханской области), и исцелил больную.
Уповая на милость Божью, владыка Алексий покорился воле хана. По его молитвам Тайдула выздоровела. В благодарность за своё исцеление она пожаловала митрополиту ханский двор, расположенный в Московском Кремле. В память о случившемся митрополит Алексий решил основать на бывшем ханском дворе монастырь и заложил каменный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Именно в день воспоминания об этом событии, случилось исцеление Тайдулы.
Чудо в Хонех произошло в IV веке во Фригии, на территории современной Турции, когда храм Архистратига Михаила был спасён от язычников, решивших соединить русло двух рек и направить на храм. Но явился Архистатиг Михаил и ударом жезла сделал в горе рядом с храмом расщелину, куда и устремился речной поток. С тех пор это место стало называться «Хоны» — с греческого «расщелина». А на старом ханском дворе в память об этом событии появился Чудов монастырь.
Основатель монастыря — митрополит Алексий умер в 1378 году. Спустя полвека были обретены его нетленные мощи, и владыку причислили к лику святых. При царе Иоанне III в XV веке к храму Чуда Архистратига Михаила пристроили придел во имя святителя Алексия, где установили раку с мощами святого.
Расположенный в самом сердце России, Чудов монастырь не раз становился свидетелем разных вех русской истории, например, событий Смутного времени. Существует версия, что иноком монастыря был будущий Лжедмитрий I — Григорий Отрепьев, выдававший себя за выжившего царевича Дмитрия. Позднее, в этих же стенах поляки заточили и заморили голодом патриарха Гермогена. Перед смертью он рассылал из темницы по разорённой русской земле грамоты, где просил народ объединиться против общего врага. Смута закончилась в 1613 году, когда на русское царство был избран Михаил Фёдорович Романов. Не прошло и двадцати лет, как в Чудовом монастыре крестили наследника царя Михаила — Алексея.
Серьёзным испытанием для монастыря стала осень 1812 года. Наполеон взял Москву — и кремлёвские храмы и монастыри подверглись разорению и поруганию. В алтаре соборного храма Чуда Архистратига Михаила французы устроили спальню маршала Даву. Вскоре войска Наполеона оставили Москву, и в городе начались долгие восстановительные работы. Разорённый Чудов монастырь отреставрировали в 1814 году.
Многовековая история монастыря оборвалась в 1930-м году. Русская святыня была уничтожена большевиками. В 2020-м на месте исчезнувшей обители открылся музей археологии Чудова монастыря. Часть сохранившихся фресок собора Чуда Архистратига Михаила сейчас выставляется в музее Андрея Рублёва и в Третьяковской галерее, где каждый может приобщиться к истории обители.
Все выпуски программы Открываем историю