Деян., 26 зач., X, 34-43.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В последние месяцы мы все услышали о существовании чат-ботов, снабжённых так называемым искусственным интеллектом. А многие из нас опробовали эти чат-боты в деле. Священники тоже не остались в стороне, первым делом все мы, не сговариваясь, попросили чат-бот написать проповеди на те темы, которые считали наиболее актуальными. Результат нас поразил: чат-бот неизбежно выдавал весьма добротные проповеди с правильной структурой, нужными словами и полезными нравственными выводами. Но что-то было в этих проповедях не так. Это «что-то» — отсутствие личного опыта у чат-бота, тогда как успех проповеди определяется именно этим — личным опытом. У апостолов такой опыт был, и он, конечно же, уникален, поэтому и сила их проповеди была поразительной, несмотря на внешнюю простоту их слов. Давайте послушаем проповедь апостола Петра, которая сегодня звучит в храмах. Она взята из 10-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
В проповеди апостола Петра нет ни одного слова и ни одной мысли, которые не были бы им лично пережиты и прочувствованы. Даже истина о нелицеприятии Бога, с возвещения которой апостол Пётр начал свою проповедь, — это не цитата из Ветхого Завета, а личный опыт Петра, он получил его в общении с римским сотником Корнилием.
Все дальнейшие слова — тоже личный опыт апостола, на что Пётр и указал, сказав, что он был среди тех людей, к которым являлся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Заключительные слова — хоть и крайне болезненный, но, опять-таки, личный опыт апостола, он знает, что такое прощение, даруемое Христом, а потому-то Пётр и сказал: «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
Для многих из нас эта фраза представляет собой лишь один из множества пунктов учения о Христе, но для апостола Петра всё было иначе, ведь именно он первым понял, что такое милосердие и прощение Божие. Конечно же, апостол совершенно не случайно завершил свою проповедь возвещением прощения от Христа, ведь грех — это то, с чем никакой человек самостоятельно не в состоянии совладать. Мы можем сколько угодно стараться быть хорошими и правильными, но все мы унаследовали ту гордыню, которая послужила причиной грехопадения прародителей, и она же неотвратимо служит причиной наших грехов.
Апостол Пётр прекрасно это понимал, его отречение от Христа в минуту опасности было следствием проявления гордыни — заявления, которое он сделал незадолго до взятия Спасителя под стражу: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк. 14:31). Но каким образом апостол мог исправить свой грех? Что он мог сделать такого, что изменило бы прошлое? Ответ ясен: ничего. Это абсолютно невозможно. Можно повлиять на будущее, но прошлое изменению не подлежит. Это утверждение справедливо для человека, но не для Бога, для Которого не существует времени, а потому Бог в силах менять и прошлое, в том смысле, что в Его власти прощать совершённые нами грехи так, что они перестают оказывать своё влияние на настоящее и будущее. Апостол Пётр это знал из своего опыта, его грех не стал препятствием для его дальнейшего служения, но всё было бы иначе, если бы не прощение от Христа.
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал