Юра Примаков - деревенский мальчик из Приморья. В дни летних каникул он любит проводить время на реке Арсеньевке. В хорошую погоду отдыхающих тут много, приходят свои – деревенские, хватает и приезжих. Жарким июльским днём 2013 года Юра плыл по реке на маленьком плоту. 15-летний мальчик не мог знать, с чем ему предстоит столкнуться.
Пожилая женщина, загоравшая на берегу, решила искупаться. Заплыла слишком далеко и стала тонуть. С берега это увидел другой отдыхающий – пенсионер Владимир Антонович. Он бросился в воду спасать женщину, забыв о том, что ему уже много лет и здоровье оставляет желать лучшего. Владимир Антонович резко ушёл под воду, выплыть у него не хватило сил. На счастье пенсионеров рядом оказался Юра:
«Смотрю, женщина тонет. Ну я с плотика спрыгнул, поплыл к ней. Дал ей плотик. Она на него ухватилась, ну я подталкивал сзади».
А Владимир Антонович тем временем уже мысленно прощался с жизнью:
«Иду ко дну, дышать не могу. И тут Юра меня вот где-то с этого места и меня тащил вон туда, вон под этот куст. Я уже на спину перевернулся и он меня до берега».
Юра ушёл с пляжа, даже не назвав себя. Спешил по делам. У Примаковых большая семья, четверо детей. Юра - старший, на нём много работы. Мама сыном очень довольна. И то, что мальчик не проплыл мимо чужой беды, её не удивляет. Юра привык быть опорой для всей семьи:
«Как бы я постоянно говорю там: «Юр, надо сделать это, надо то». Он: «Мам, сейчас сделаю всё». Побежал и сделал. И вообще как бы он такой по жизни у нас весёлый человек».
Мама не сказала, что Юра ещё и человек скромный. О своём подвиге он никому не рассказал. Но Владимир Антонович не мог не разыскать своего спасителя. Он приехал в деревню ПУхово и вручил Юре часы. А ещё отправил в районную администрацию письмо с просьбой наградить смелого приморца. Власти просьбу пенсионера исполнили. На торжественном собрании в Приморском театре оперы и балета Юре Примакову вручили государственную награду - медаль «За спасение погибавших».
В программе использованы материалы информационно-новостного агентства «ПТР».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема