
Деян., 9 зач., III, 19-26.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Бог — это радость, мир, любовь и безграничное прощение. Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Даже если человек не верит в то, что Бог существует, он, наверняка, был бы не против, чтобы Господь был именно таким. Но человек видит верующих и задаёт вопрос: если вы считаете себя последователями этого Бога, почему вы всё это не ощущаете? Почему у вас постоянно на первый план выходят разговоры о греховности, о наказании и о чувстве вины? Да и сам верующий может спросить себя: хожу на исповедь столько лет, а душа болит от тех грехов, которые совершил, например, в молодости. Никакого прощения не ощущаю. Почему же так? Возможно, определённый ответ содержится в третьей главе Книги Деяний апостольских, которая звучит сегодня в православных храмах.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Только что прозвучала часть речи апостола Петра, произнесённая им перед иудеями в притворе Иерусалимского храма. В ней апостол говорит о том, что древние пророчества о Мессии исполнились. Христос пришёл и принёс людям прощение грехов. Теперь наступили, по словам апостола, времена отрады. Что это за времена? В конце отрывка Пётр поясняет, что это времена, когда душа человека получает возможность принять благословление. Другими словами, когда людям станет доступна благодать. Их сердце наполнится тишиной, миром и покоем.
Что необходимо сделать, чтобы принять этот дар? С этого апостол Пётр начинает свои рассуждения: необходимо покаяться и обратиться. Покаяние и обращение — два понятия, которые тесно связаны друг с другом. «Покаяться» означает изменить свой ум. То есть изменить своё мышление, свой прежний образ мысли, который раз за разом приводил меня ко греху. Так, например, если в прошлом я считал допустимым нарушать покой и порядок в общественных местах, наплевательски относился к потребностям окружающих меня людей, хулиганил, безобразничал и вёл себя вызывающе, то покаяние в этом случае для меня будет означать пересмотр моего представления о социальных нормах. Я должен буду признать и принять тот факт, что моя картинка реальности была искажённой. Что есть такое понятие, как личное пространство человека, и я должен стараться его соблюдать. Если раньше я считал, что мир крутится вокруг меня, и все окружающие в той или иной степени мне обязаны, то сейчас я должен принять ту мысль, что в центре всё-таки стоит Бог, а я всего лишь Его служитель, то есть тот, кто должен исполнять Его волю, которая заключается в том, чтобы быть максимально полезным для окружающих.
Однако, чтобы принять благодать, недостаточно просто изменить свои внутренние установки. По словам апостола Петра, надо ещё и обратиться, то есть начать поступать в соответствии со своими новыми убеждениями. Это важный момент. Ведь нередко головой понимаю, что мусор на улице прямо на тротуар бросать нельзя, а всё равно действую по старому шаблону. Понимаю, что не стоит превозноситься над подчинёнными и заискивать перед начальством, а всё равно это делаю.
Итак, что же получается? Мессия пришёл. Он нас простил. Он умер за нас на кресте. Он открыл нам доступ к Своей благодати в церковных таинствах. То есть всё, что требовалось, с Его стороны сделано. Проблема в нас. Мы не можем взять этот подарок. Даже если мы уверовали во Христа, наша голова продолжает думать по-старому, наше руки продолжают совершать прежние действия. Привычка, как говорится, вторая натура. Мы постоянно срываемся в прежние шаблоны мысли и действия. А потому мы словно закрыты для Бога. Через эти шлюзы благодати не пробиться. Это похоже на то, как родители пытаются поговорить со злым, обиженным подростком, который закрылся в себе и не хочет открыться для взрослого, конструктивного разговора. Он сидит в своей комнате и варится в своих пубертатных фантазиях. Пока не захочет сам, никакого диалога не будет. Так и будет винить всех вокруг и разыгрывать трагедию.
Схоже поступаем и мы. Менять шаблоны мысли и поведения, приучать себя к новым моделям — дело не простое. Это всё равно что избавляться от зависимостей и учиться заново думать, ходить и говорить. Или, например, учиться писать другой рукой. Всегда легче обмануть себя и создать видимость духовной работы. Например, заняться самоедством, откапывая всё новые и новые грехи в своём прошлом. Или увлечься в дотошное и скрупулёзное исполнение формального устава. Много чем можно себя занять. Но поэтому и болит душа. Ведь в моём настоящем пустота. Бога в сердце нет. А потому и напоминает нам сегодняшнее чтение о том, что благодать приходит к тому человеку, который все свои силы направил на настоящее. То есть к тому, кто сосредоточен на исполнении Евангелия здесь и сейчас. Не к тому, кто оплакивает то, что было вчера, не к тому, кто фантазирует о том, что будет завтра, но к тому, кто понуждает себя думать и поступать по-новому в рамках сегодняшнего дня. Тогда, говорит, апостол Пётр, наши грехи будут заглажены, а душа начнёт ощущать мир, радость, любовь и покой.
Деяния святых апостолов

Деян., 36 зач., XV, 5-34.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякому человеку свойственно считать свои привычки и взгляды на жизнь нормальными. В ситуации проповеди это часто приводит к тому, что человек церковный, рассказывая о христианской жизни людям неверующим, говорит им о своём собственном понимании как о единственно нормальном, указывая на требования, к которым он привык, как на единственно верные. Но правилен ли такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Любой человек, взявшийся изучать историю Церкви и церковного благочестия, сможет увидеть, что формы этого самого благочестия, при общей нравственной основе, были очень разнообразны. Многие из вопросов, связанные с формами христианской жизни, очень ярко обсуждались тем же апостолом Павлом в переписке с общинами, которые были им основаны. И если мы почитаем внимательно, мы увидим, что он довольно требователен к своим ученикам в нравственном отношении, в то время как строгость форм благочестия предлагает соотносить с условиями жизни конкретного человека и мерой его веры. При этом важно помнить, что, с одной стороны, подобный подход был выстрадан апостолом и стал результатом искреннего стремления привлечь к христианству как можно больше людей. С другой же стороны, его взгляды были одобрены на апостольском соборе, о чём мы как раз и слышим в сегодняшнем чтении.
Из текста книги Деяний апостольских хорошо видно, что некоторые фарисеи, даже приняв Иисуса из Назарета в качестве Мессии, внутренне настолько оставались формалистами, что готовы были пренебречь проповедью язычникам вовсе, если это касалось смягчения дисциплины. Для апостола Павла и его соработников, видевших искреннюю веру бывших язычников и понимавших их немощь, такое отношение было чем-то совершенно возмутительным.
В свою очередь подход, который звучит в решениях Апостольского собора, можно было бы назвать поистине пастырским и неформальным, в конце концов, апостолы прекрасно помнили слова своего Учителя: «суббота для человека, а не человек для субботы». Их решения были снисходительными, потому что ими двигала любовь к людям и желание спасения всем. Очевидно при этом, что они не позволили язычникам совсем пренебречь правилами, но и не свели всё к фарисейскому формализму. Конечно, первое, что заметно, — это практически полное устранение ритуальной или дисциплинарной части требований. Из нравственных норм новичкам оставлен запрет на идоложертвенное, то есть на всё, что может быть связано с изменой Богу, а также запрет на блуд, то есть всякого рода развращённость. Во всём же остальном бывшие язычники оказались призваны, во-первых, ориентироваться на собственное нравственное чувство и не делать другим того, чего не хотят себе, и, во-вторых, на Священное Писание, которое они смогут слушать, собираясь на совместную молитву.
Как в древности, так и сегодня, беседуя с людьми нецерковными, мы можем объяснять суть церковной жизни совершенно по-разному. Но если мы хотим быть продолжателями дела апостолов, нам стоит быть продолжателями их вдумчивого и поистине любящего отношения ко всем, ведь только такое отношение и может стать по-настоящему плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриаршество святителя Тихона Московского». Священник Сергий Иванов

У нас в студии был научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов.
Разговор шел о периоде патриаршества святителя Тихона Беллавина, о многочисленных вызовах переломного времени, с которыми ему пришлось столкнуться, и о том, как складывались его взаимоотношения с новой советской властью.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона. (эфир 19.05.2025)
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке. (эфир 20.05.2025)
Третья беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена истории избрания Патриарха Тихона. (21.05.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«От предпринимателя до священника». Протоиерей Георгий Завершинский

Гостем рубрики «Вера и дело» был благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, член союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Мы говорили с нашим гостем о его пути от предпринимательства к священническому служению, а также о том, как различается отношение к экономике в протестантской и православной христианских традициях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер