
Может ли происходить чудо по расписанию? Многие ответят — конечно, нет. Чудо должно быть сюрпризом! Безусловно, неожиданность — главный атрибут любого необычного события. Но есть в Православной Церкви такое чудо, которое происходит раз в год и только в тот день, который предполагается для него календарем. Речь идёт о схождении Благодатного огня.
Пожалуй, нет такого человека, который бы не слышал об этом чуде. Тем не менее, кратко о нем расскажу. Каждый год накануне Пасхи, главного христианского праздника, в храме Воскресения Господня в Иерусалиме происходит удивительное событие — из ниоткуда в храме появляется огонь. Благодаря своему чудесному возникновению он именуется Церковью «благодатным».
Схождение Благодатного огня происходит после молитвы Патриарха, то есть главы, Иерусалимской Православной Церкви. Патриарх молится в Кувуклии — маленькой часовне внутри огромного храма Воскресения Господня. Кувуклия стоит на том месте, где находилась погребальная пещера Христа и где произошло Его воскресение из мёртвых.
Патриарх молится там один. Перед тем, как ему войти в часовню, помещение осматривает израильская полиция. Самого Патриарха тоже осматривают. Цель этих действий — не допустить наличия предмета или вещества, которые могут вызвать огонь. С Патриархом в часовне находятся наблюдатели от неправославных христианских общин. Они контролируют его действия и, получается, контролируют чудо!
А чудо, несмотря на ежегодные препятствия, происходит из года в год. По молитве Патриарха в Кувуклии, а затем и во всем храме Воскресения из ниоткуда начинают возникать огненные всполохи, от которых зажигаются сначала тридцать три свечи Патриарха, а затем свечи многочисленных паломников. Людей при этом охватывает чувство ликования!
Православные христиане верят — благодатный огонь не просто чудо. Для нас этот огонь — живой символ события двухтысячелетней давности, тот самый свет, который видел в гробнице Христа апостол Пётр, прибежавший туда, как повествует Евангелие, чтобы удостовериться в Воскресении Спасителя.
Благодатный огонь появляется только накануне православной Пасхи и только по молитве Иерусалимского Патриарха. Однажды в 16 веке главе Иерусалимской Церкви не дали войти в Кувуклию и помолиться о сошествии огня. Тогда благодатный огонь появился в виде молнии и расколол одну из колонн в храме Воскресения. Эта колонна до сих пор существует и её может видеть каждый, кто приходит в храм.
Есть, впрочем, люди, даже считающие себя православными, которые не верят в сверхъестественную природу благодатного огня. Для них расскажу одну маленькую историю.
Один мой знакомый, находившийся в Иерусалиме накануне Пасхи, вместе с огромным количеством паломников стоял в храме и ждал появления Благодатного огня. Рядом с ним стояли сурового вида мужчины-арабы и что-то оживлённо обсуждали. Оказалось, что они — мусульмане и говорили примерно следующее: «Почему так долго не появляется огонь! Если он не появится — год будет очень неудачным! Нас будут ждать великие бедствия! Надо сказать христианам, чтобы они лучше молились!»
Удивительно, не имея одинаковой с нами веры в Бога, эти люди верили в чудо Благодатного огня. И таких мусульман на Ближнем Востоке множество. Если мусульмане стараются сохранить чувство удивления от схождения благодатного огня, то нам и подавно нужно его беречь! Ценить этот огонь как чудесный символ Пасхи Христовой!
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о чуде схождения благодатного огня.
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема