Жил в одной станице казак по имени Мыкола. И была у него любимая девушка — Марьяна.
Уж как они любили друг друга с детских лет — и не передать! Да вот беда: отец Марьяны не хотел дочку за простого парня отдавать, искал ей жениха побогаче.
Горевал-страдал Мыкола и решил однажды пойти и напрямую поговорить с отцом Марьяны.
Взял он с собой товарищей и отправился к дому любимой девушки. На пороге казаков встретил хозяин и спросил:
— Здорово, хлопцы. С чем пожаловали?
— Здравствуй, батько, — говорит Мыкола. — Пришёл я просить у тебя руки твоей дочери Марьяны. Без неё мне и белый свет не мил.
Старый казак почесал затылок, прищурил один глаз и говорит хитро:
— Белый свет, говоришь? Ладно: давай тогда так договоримся: если после ночи снова наступит ночь, тогда можешь приходить за моей дочерью, и не будет тебе в том отказа.
Вернулся Мыкола домой в большом расстройстве, всю ночь глаз не мог сомкнуть. А на рассвете вышел на крыльцо и видит: через всё небо радуга светится и начинается она прямо от порога его дома.
Не долго думая, взял Мыкола мешок и полез по радуге на небо до самого солнца.
— Зачем пожаловал, хлопец? — спрашивает его Солнце. — Неужто собрался меня в мешок посадить и на землю отнести?
— Хотел я, чтобы после ночи снова случилась ночь. Но теперь и сам вижу: не поместишься ты в мой мешок, — честно признался Мыкола.
Солнце так и покатилось со смеху, всеми своими лучами засверкало.
— Ну и насмешил ты меня, смельчак, — говорит оно Мыколе. — Чем же тебе рассвет не по душе?
Рассказал Мыкола, как посмеялся над ним отец его любимой девушки Марьяны, да так жалостно, что Солнце решило помочь молодому казаку.
Сделалось оно вдруг маленьким, как клубок блестящих ниток, и само закатилось к Мыколе в мешок. Пошёл казак обратно на землю по радуге, да и скатился с неё прямо к себе в огород.
Спрятал Мыкола мешок с солнцем в погреб, и домой спать пошёл, потому как за ночь сильно умаялся.
Проснулись люди в станице поутру — темно на улице, хоть глаз выколи, ничего понять не могут.
А Мыкола как следует выспался, позвал с собой товарищей, да и прямиком к дому Марьяны.
— Выполняй свой уговор, — говорит он отцу девушки. — Ты при свидетелях обещал, что если после ночи снова случится ночь, то мне не откажешь.
Конечно, а тот же день казак Солнце из мешка выпустил.
Ох, и весёлая была в станице свадьба! Говорят, с тех самых пор на Кубани поговорка пошла: влюблённым и солнцем помогает.
Только любовь должна быть такая, чтобы ради неё хотелось на небо взобраться.
(по мотивам казацкой сказки)
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.