
Апостол Павел
Евр., 309 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении дважды употребляется глагол «ожесточиться», от σκληρύνω — ожесточать. Но смотрите, какой богатый букет смыслов у прилагательного σκληρός! Это не только жёсткий, но и сухой, окостеневший, утративший гибкость, резкий, угрюмый, мрачный, непреклонный, жестокий, и даже — злобный.
У каждого из нас есть где-то спрятанная «ручка настройки» твёрдости нашего сердца — где на минимальных значениях мы увидим податливость, живость, нежность — на максимальных — строгость, непреклонность, окаменелость. От чего же зависит, в какую сторону мы повернём эту «ручку»?
Дерзну предположить, что ключевую роль в этом выборе играет... наш страх. Да, да, вы не ослышались — именно страх. Приведу простой пример: скажите, у кого забор выше, крепче, добротнее? Правильно, у того, кто больше боится чего-то лишится. А почему в традиционной деревне между участками заборчики — скорее символически размечают территорию, чем реально огораживают? Потому что деревенские знают: отношения между людьми куда важнее, чем высота и крепость забора. Самоизоляция в деревне — самоубийственна. Вот и живут люди в едином пространстве — где личное лишь пунктиром обозначено.
К чему я веду? Сегодня очень модно говорить о «личных границах», «личной неприкосновенности» и других понятиях, появившихся в результате популяризации психологии. Всё бы замечательно, да только на практике всё чаще замечаешь, что за этим остервенелым отстаиванием границ скрывается тот же самый страх и обычная, тривиальная нелюбовь. Да, мы можем долго тренировать нашу внутреннюю жёсткость, непреклонность, суровость — постоянно выкручивая нашу «ручку» до максимума. Но в итоге что мы получим? Только одно: одиночество.
Любое общение — будет ли оно с другим человеком, обществом, Богом — всегда «пробивает брешь» в нашей психологической самообороне. Чем открытее, проще, доступнее мы становимся — тем оказываемся уязвимее.
Но страх перед этой уязвимостью лечится только одним средством — верой. Причем верой не декларативной, а практической; верой, которая не боится снова и снова давать другому новый шанс, прощать ошибки, надеяться на исправление.
Чем больше мы боимся — тем меньше доверяем — тем сильнее ожесточаемся в попытке удержать «своё». Значит, если мы замечаем за собой внутреннюю жёсткость, суровость, непреклонность — причём не там, где это на самом деле может быть и необходимо — сразу надо задать себе вопрос: а за что это я так судорожно вцепился? Что мне так страшно потерять? Куда испарилась моя вера? Надеюсь, что честный ответ на эти вопросы поможет нам опомниться и не застрять надолго в искушении сердечного ожесточения!
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.