Еще лет 20-30 назад, когда наш светский обыватель поднимал религиозные вопросы - это были вполне себе серьезные темы. Интересовались Евангелием, дискутировали о смыслах, спорили об истории, одним словом - разговаривали за жизнь. Складывалось даже впечатление, что человека действительно тревожит что такое Бог, что такое вечность, как понимать грех… А потом, вдруг, стали модны разговоры о «недостойных священниках». Что скрывать, недостойные люди попадаются. Причем в любом, даже самом уважаемом и почетном, обществе. Среди школьных учителей, детских хирургов, боевых офицеров, и даже среди нобелевских лауреатов может оказаться какое-то количество подлецов. Но почему мы по-прежнему продолжаем верить в необходимость школьного образования, медицины, армии, науки, а когда нам рассказывают о каком-нибудь недостойном пастыре - дело конечно печальное, никто не спорит, и церковь делает все возможное чтобы таких пастырей исправлять - но вот почему-то в этом случае как будто отключается разумная часть души, человек резко глупеет и его мозг перестает выполнять простейшие логические операции.
Вспомните, по какому сценарию сегодня проходят большинство разговоров со светской публикой на религиозные темы: «Что вы мне будете рассказывать про своего Бога, я видел пьяного священника». Ну, или что-то подобное…
Про интеллектуальный уровень тех, кто так размышляет, давно уже сказал великий Честертон: «не доверять Церкви, встретив недостойного священника столь же глупо, как не доверять Британскому банку, встретив фальшивые купюры». Но вот что-то мне подсказывает, что бросающие подобные обвинения - вполне себе разумные люди. А значит, так резко поглупеть и не отделять существенное от второстепенного — это часть плана: так легче, так комфортнее. Ведь вопросы о Боге, о бессмертии души, о нравственной жизни, о грехе, о покаянии — это все неприятные мысли. Без них куда проще. Но как задушить в себе то чувство, которое в русской литературе часто называется «тоской человека по раю»? Ведь эта «тоска по раю», - ощущение несовершенства мира и своего личного несовершенства, - очень мощное нравственное чувство. А все просто: надо регулярно внушать себе, что если есть плохие священники — значит Церковь всё врет, а значит нет никакого Бога, а значит жить можно, как хочешь. Ну или более тонкая глупость про Бога в душе и рай в сердце. Не умно, не логично, антинаучно, но почему-то многим нравится.
В связи с этим, сильнейшим уколом тем, кто любит зубоскалить в адрес Церкви, стал недавний фильм Джона Макдонаха «Голгофа», который предлагает обществу не пенять на зеркало, простите, при кривой роже.
Картина повествует об одной неделе из жизни отца Джеймса - католического священника из небольшого провинциального городка. Отец Джеймс пытается донести до жителей города обычные нравственные правила. Но, не скрывая своего бесстыдства, жители городка открыто потешаются над усилиями священника хоть как-то вернуть им человеческий образ. Он крайне не удобен им всем. Ведь они уже вроде как и привыкли жить в пьянстве, в блуде, депрессии, алчности. А отец Джеймс – вот просто одним своим видом, своим подрясником, своей бородой, да просто тем что он есть - словно колет им глаза. У них словно першит в горле от того, что он просто живет в их городе. Он им мешает, просто тем - что он есть. И они кричат ему в пьяном исступлении– «твое время прошло, время таких как ты, закончилось, уйди, надоел». И сжигают храм, и убивают его собаку, и доводят его до нервного срыва. Но отец Джеймс не злится. Он с сожалением видит, как каждый калечит себя, убивая в себе все самое человечное и доброе. И он продолжает верить, что каждого можно спасти. И в одном из разговоров бросает фразу:
- Бог милостив. И границы его милости пока не установлены.
А однажды на исповеди, священник слышит, что ровно через семь дней его собираются убить…
Макдонаху удалось провести в истории отца Джеймса тончайшие параллели с евангельскими событиями. В фильме «Голгофа» можно заметить намеки на жён-мироносиц, тайную вечерю, моление о чаше, и даже в образе мальчика-прислужника, ставшего свидетелем смерти отца Джеймса, виден образ Иоанн Богослова – любимого ученика Христова.
Фильм «Голгофа» – это попытка одного великого ирландского режиссера и одного великого ирландского актера рассказать зрителям простую правду – правду о нашем собственном зле и духовной слепоте. И пройдя вместе с отцом Джеймсом путь до его Голгофы – научиться прощать, видеть светлое в людях, в жизни, перестать заниматься пошлым критиканством и жить верой.
И каким пронзительным диагнозом нашему современному обществу звучат слова из последнего разговора отца Джеймса с дочерью.
«Мне кажется, - говорит отец Джеймс, что слишком часто говорят о грехах и недостаточно о добродетелях».
«Может ты прав папа…, - отвечает дочь. А какая добродетель для тебя главная?»
«Умение прощать серьёзно недооценивают», - был ответ отца Джеймса.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.