«Откуда есть пошла русская земля» - с этих слов начинается летопись, записанная Нестором, иноком Печерской обители. Это была первая в истории Руси попытка записать хронику своей эпохи. Автор «Повести временных лет» создал важнейший источник знаний для последующих поколений летописцев и историков.
Нестор нес в Печерской обители послушание летописца и вел запись деяний святых подвижников Печерского монастыря и страстотерпцев земли русской. Он записал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», «Житие преподобного Феодосия Печерского» и многое другие тексты, ставшие памятниками славянской культуры .
На создание «Повести временных лет» его подтолкнули рассказы старца Яна Вышатича. Старику тогда было уже больше 90 лет. Но он хорошо помнил, как христианство пришло на Русь. Нестор понимал, что Ян Вышатич живой свидетель важнейших событий в истории Руси и поспешил записать его воспоминания.
Летописец Нестор создал самую обширную картину жизни своего времени и недавней истории. Главным лицом летописи стал Святой князь Владимир Живые рассказы Яна Вышатича и других свидетелей помогли летописцу изобразить подвиги князя Владимира со всей достоверностью. Обращение к вере, крещение народа русского описаны так ярко и подробно, как никем другим в те древнейшие времена.
Нестор говорит в «Повести временных лет» и о первом упоминании русского народа в церковных источниках в 866 году, повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом прославленном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников. Без его летописи мы не знали бы всех обстоятельств просвещения земли Русской святой верой.
Преподобный Нестор Летописец скончался в 1114 году, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр (он придал современный вид «Повести временных лет») и игумен Моисей Выдубицкий (он продлил летопись до 1200 года). И, наконец, игумен Лаврентий в 1377 году составил древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора до наших дней.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема