2 Тим., 295 зач., III, 1-9.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея быть особо внимательным к тем христианам, образ жизни которых решительно противоречит исповедуемой ими вере. Давайте посмотрим, как святые отцы разъясняют нам эти слова апостола.
Священномученик конца 1-го века Климент Римский пишет: «Одно только имя не вводит в Царство Небесное. Юноша, (который) себя оскопил ради Царствия Небесного, и дева, если не являются во всём подобны истинным подражателям Христовым, не могут спастись. Ведь если кто девственен, но не имеет добродетелей, соответствующих, свойственных и подобающих деве, такое неразумное девство, как не имеющее ни света, ни масла в светильниках, прочь изгоняется из Царства Небесного».
А вот как толкует через 18 веков святитель Феофан Затворник: «лицедейство — неизбежное последствие в людях, обладаемых страстями, вращающихся, однако, среди любящих благочестие. Но в своём кругу они обычно не лицемерят, а открыто хулят всё Божественное и кощунствуют над всем».
Казалось бы, отцы нам всё чётко разъяснили: лицемер — тот, у кого есть разница между идеалами веры и практикой жизни. Но вот проблема: даже в теории трудно представить себе христианина, который с полной ответственностью заявил бы: да, мой образ жизни и мои идеалы тождественны. Про такого мы могли бы сказать только одно: «да ты, братец, в явной прелести находишься!»
Похоже, какой-то тупик. Всё ещё больше обостряется однозначным требованием апостола — от таковых «отвращаться». Что же получается — от любого верующего следует держаться подальше, ибо все — лицемерят?.. «Бойся православных: их Бог всё им прощает» — так что ли?..
Однако проблема — надуманная. Ведь в словах апостола указаны совершенно чёткие критерии — повторим их: религиозные лицемеры «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Заметим — апостол ничего не говорит о «рассеянности в молитве», «нарушении молитвенного правила», «ослаблении строгости поста», «раздражительности», «унынии», «забывчивости» и всех тех грехах-несовершенствах, которые чаще всего и воспринимаются нами как свидетельства нашего несоответствия высокому идеалу христианина. Более того: апостол каждым словом говорит о том, что для «отрекшихся от силы благочестия» именно эти черты и являются основополагающими качествами. Он не написал: лицемеры — те, кто хотя бы раз в жизни возгордился чем-то. Нет: духовный лицемер — это человек горделивый, у которого гордыня — важнейшая, неотъемлемая часть его самоидентификации. То же самое и всё остальное — злоречие, клевета, предательство, сластолюбие. Другими словами, не эпизоды этих грехов и страстей — которые, неудивительно, в той или иной степени случаются у каждого — но именно грех как устойчивое состояние природы, грех, вросший в природу и укоренившийся в ней — он и лишает человека «силы благочестия». Клеветник — не тот, кто однажды передал недостоверную информацию, а тот, кто в принципе разучился нести ответственность за свои наговоры.
Как же важно быть внимательным к любым эпизодам наших грехов — какими бы малыми они нам ни казались! Ведь гораздо легче вырвать едва пробившийся росток — чем выкорчёвывать крепко укоренившееся дерево!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.