
2 Тим., 295 зач., III, 1-9.
Глава 3.
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея быть особо внимательным к тем христианам, образ жизни которых решительно противоречит исповедуемой ими вере. Давайте посмотрим, как святые отцы разъясняют нам эти слова апостола.
Священномученик конца 1-го века Климент Римский пишет: «Одно только имя не вводит в Царство Небесное. Юноша, (который) себя оскопил ради Царствия Небесного, и дева, если не являются во всём подобны истинным подражателям Христовым, не могут спастись. Ведь если кто девственен, но не имеет добродетелей, соответствующих, свойственных и подобающих деве, такое неразумное девство, как не имеющее ни света, ни масла в светильниках, прочь изгоняется из Царства Небесного».
А вот как толкует через 18 веков святитель Феофан Затворник: «лицедейство — неизбежное последствие в людях, обладаемых страстями, вращающихся, однако, среди любящих благочестие. Но в своём кругу они обычно не лицемерят, а открыто хулят всё Божественное и кощунствуют над всем».
Казалось бы, отцы нам всё чётко разъяснили: лицемер — тот, у кого есть разница между идеалами веры и практикой жизни. Но вот проблема: даже в теории трудно представить себе христианина, который с полной ответственностью заявил бы: да, мой образ жизни и мои идеалы тождественны. Про такого мы могли бы сказать только одно: «да ты, братец, в явной прелести находишься!»
Похоже, какой-то тупик. Всё ещё больше обостряется однозначным требованием апостола — от таковых «отвращаться». Что же получается — от любого верующего следует держаться подальше, ибо все — лицемерят?.. «Бойся православных: их Бог всё им прощает» — так что ли?..
Однако проблема — надуманная. Ведь в словах апостола указаны совершенно чёткие критерии — повторим их: религиозные лицемеры «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Заметим — апостол ничего не говорит о «рассеянности в молитве», «нарушении молитвенного правила», «ослаблении строгости поста», «раздражительности», «унынии», «забывчивости» и всех тех грехах-несовершенствах, которые чаще всего и воспринимаются нами как свидетельства нашего несоответствия высокому идеалу христианина. Более того: апостол каждым словом говорит о том, что для «отрекшихся от силы благочестия» именно эти черты и являются основополагающими качествами. Он не написал: лицемеры — те, кто хотя бы раз в жизни возгордился чем-то. Нет: духовный лицемер — это человек горделивый, у которого гордыня — важнейшая, неотъемлемая часть его самоидентификации. То же самое и всё остальное — злоречие, клевета, предательство, сластолюбие. Другими словами, не эпизоды этих грехов и страстей — которые, неудивительно, в той или иной степени случаются у каждого — но именно грех как устойчивое состояние природы, грех, вросший в природу и укоренившийся в ней — он и лишает человека «силы благочестия». Клеветник — не тот, кто однажды передал недостоверную информацию, а тот, кто в принципе разучился нести ответственность за свои наговоры.
Как же важно быть внимательным к любым эпизодам наших грехов — какими бы малыми они нам ни казались! Ведь гораздо легче вырвать едва пробившийся росток — чем выкорчёвывать крепко укоренившееся дерево!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема