
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшнее чтение начинается с противопоставления Тимофея, спутника апостола Павла, людям, которые избрали для себя образ жизни, в корне отличный от христианского. Это жизнь «по стихиям мира сего, а не по Христу» — жизнь, в которой самой главной, предельной ценностью, является человеческая самость, болезненный эгоцентризм. Сами того не замечая, эти люди превращаются в «чёрные дыры», которые втягивают в себя и уничтожают без остатка такие качества личности, как честь, достоинство, порядочность, жертвенность, готовность оказать милость и поступиться собственными интересами, верность и скромность.
Обращаясь к Тимофею и всячески поддерживая его выбор — выбор подражать образу жизни апостола Павла, а не большинства окружающих — в качестве главного маркера предлагается неизбежность гонений, преследований, притеснений. Причём апостол это утверждение формулирует однозначно и категорично: все без исключения, желающие жить по-христиански, обязательно будут гонимы.
Откровенно говоря, перспектива как-то не сильно вдохновляющая. Представьте себе, если бы тренер перед началом занятий сразу бы ориентировал своих учеников не на победу, а на позорное поражение — многие ли остались бы в спортзале? На что же в таком случае рассчитывает апостол, предлагая такую совершенно безальтернативную перспективу всякому христианину? Или здесь апостол решает более глубокую и важную проблему, нежели просто неудачным способом призвать к верности заповедям?
Если посмотреть на композицию текста, несложно заметить: постоянное противопоставление преуспевающих во зле грешников и угнетаемых праведников совсем неслучайно. И сам Павел, и Тимофей, и первые христианские общины, к которым адресованы послания апостола, — все они прекрасно усвоили с детства простой принцип: Бог любит праведников и им помогает, а от грешников отворачивается. Даже самая пронзительная, самая драматическая библейская книга — Иова — всё равно заканчивается счастливым концом: за все перенесённые страдания Бог вознаградил Иова сторицей.
Утверждая, что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» апостол снова и снова стремится изменить это шаблонное представление, традиционное и для иудейского, и для языческого религиозного сознания. Пример Самого Христа Спасителя свидетельствует, что зло может полностью победить — но только на отрезке этой, временной, земной жизни. А вот за его пределами уже действует Правда Божия, для которой полное поражение на земле становится главным условием абсолютной победы в вечности.
Конечно, нам, как людям подвижным, внутренне неустойчивым, крайне сложно сохранять верность такой высокой планке: нам постоянно хочется её ну хотя бы немного опустить — чтобы не так всё выглядело бесперспективно, чтобы и здесь хоть немного «ухватить» житейского счастья и благополучия, но и там, в вечности, ничего не упустить. Чтобы нас меньше «размывало» изнутри, апостол обращает внимание Тимофея на Священное Писание как на главный инструмент, который способен «умудрить» в вере. Как бы ни стремился дрожать и колебаться человеческий ум, но если для него Писание — крепкий якорь — то ему всегда будет, куда возвращаться.
В завершение хочется всем нам пожелать почаще вспоминать эти слова апостола, особенно в ситуации «поражения», когда снова и снова начинает подкрадываться помысел — а вдруг я и правда что-то неправильно делаю — что против меня буквально весь мир ополчился? Если нет в нашем деле греха, и мы верны заповедям Христовым — значит, нам всего лишь ставят самим фактом неприятия и гонений самую надёжную печать подлинности нашей веры!
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица