
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшнее чтение начинается с противопоставления Тимофея, спутника апостола Павла, людям, которые избрали для себя образ жизни, в корне отличный от христианского. Это жизнь «по стихиям мира сего, а не по Христу» — жизнь, в которой самой главной, предельной ценностью, является человеческая самость, болезненный эгоцентризм. Сами того не замечая, эти люди превращаются в «чёрные дыры», которые втягивают в себя и уничтожают без остатка такие качества личности, как честь, достоинство, порядочность, жертвенность, готовность оказать милость и поступиться собственными интересами, верность и скромность.
Обращаясь к Тимофею и всячески поддерживая его выбор — выбор подражать образу жизни апостола Павла, а не большинства окружающих — в качестве главного маркера предлагается неизбежность гонений, преследований, притеснений. Причём апостол это утверждение формулирует однозначно и категорично: все без исключения, желающие жить по-христиански, обязательно будут гонимы.
Откровенно говоря, перспектива как-то не сильно вдохновляющая. Представьте себе, если бы тренер перед началом занятий сразу бы ориентировал своих учеников не на победу, а на позорное поражение — многие ли остались бы в спортзале? На что же в таком случае рассчитывает апостол, предлагая такую совершенно безальтернативную перспективу всякому христианину? Или здесь апостол решает более глубокую и важную проблему, нежели просто неудачным способом призвать к верности заповедям?
Если посмотреть на композицию текста, несложно заметить: постоянное противопоставление преуспевающих во зле грешников и угнетаемых праведников совсем неслучайно. И сам Павел, и Тимофей, и первые христианские общины, к которым адресованы послания апостола, — все они прекрасно усвоили с детства простой принцип: Бог любит праведников и им помогает, а от грешников отворачивается. Даже самая пронзительная, самая драматическая библейская книга — Иова — всё равно заканчивается счастливым концом: за все перенесённые страдания Бог вознаградил Иова сторицей.
Утверждая, что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» апостол снова и снова стремится изменить это шаблонное представление, традиционное и для иудейского, и для языческого религиозного сознания. Пример Самого Христа Спасителя свидетельствует, что зло может полностью победить — но только на отрезке этой, временной, земной жизни. А вот за его пределами уже действует Правда Божия, для которой полное поражение на земле становится главным условием абсолютной победы в вечности.
Конечно, нам, как людям подвижным, внутренне неустойчивым, крайне сложно сохранять верность такой высокой планке: нам постоянно хочется её ну хотя бы немного опустить — чтобы не так всё выглядело бесперспективно, чтобы и здесь хоть немного «ухватить» житейского счастья и благополучия, но и там, в вечности, ничего не упустить. Чтобы нас меньше «размывало» изнутри, апостол обращает внимание Тимофея на Священное Писание как на главный инструмент, который способен «умудрить» в вере. Как бы ни стремился дрожать и колебаться человеческий ум, но если для него Писание — крепкий якорь — то ему всегда будет, куда возвращаться.
В завершение хочется всем нам пожелать почаще вспоминать эти слова апостола, особенно в ситуации «поражения», когда снова и снова начинает подкрадываться помысел — а вдруг я и правда что-то неправильно делаю — что против меня буквально весь мир ополчился? Если нет в нашем деле греха, и мы верны заповедям Христовым — значит, нам всего лишь ставят самим фактом неприятия и гонений самую надёжную печать подлинности нашей веры!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки