
Апостол Павел
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел объясняет коринфянам, почему Бог, сотворивший мир, не решает сразу всех их проблем, и они продолжают испытывать трудности, причем иногда даже большие, чем до обращения.
Прежде чем стать христианами, многие из коринфской общины были язычниками и воспринимали богов, как тех, с кем общаются из выгоды. Конечно, так грубо можно было не формулировать, но суть от этого не менялась. Боги были покровителями, за что их и почитали, строили им храмы и приносили жертвы. Если тот или иной бог не мог никого защитить и не мог ничего обеспечить, в том, чтобы его почитать, не было никакого прока. Иудеи относились к Богу совершенно иначе. Конечно, иногда они перенимали неправильное отношение от других народов, но всё же пророки возвращали их на истинный путь. Например, именно это делал пророк Исаия, когда пленным иудеям, естественно сомневавшимся во всемогуществе Бога, рассказывал о том, что Тот, Кого они почитают, сотворил небо и землю и значит держит их в своих руках. Их бедственное состояние оказывалось результатом их жизни и жизни окружающих их людей. Мир во зле лежит, и Богу нужна не сиюминутная победа, не торжество силы над слабостью, но торжество любви и правды над ненавистью и враждой. Апостол прекрасно знает историю Авраама, Моисея, пророков и праведников Ветхого Завета. Они жили в очень непростых условиях, но не стремились выбраться из них любым путём: не искали богов посильнее, не шли на компромиссы с язычниками. Смыслом их жизни была верность Богу, плодом которой было общение с Ним. Для язычников — это было что-то совершенно непонятное, поэтому апостол обращается к ним с речью, которая очень близка к речи порока Исаии, хотя и учитывала то, чего Исаия никак учитывать не мог. Для Иудеев проблемы народа должны были закончится именно тогда, когда наступит время Мессии. Но Павел пишет в то время, когда Мессия уже пришёл, а проблемы остались. Для иудеев это во все века было поводом для того, чтобы сомневаться в мессианстве Иисуса, ведь после Его прихода внешним образом ни мир, ни правда, не восторжествовали.
Но что же произошло? Апостол говорит, что Бог озарил наши сердца, чтобы мы познали славу Божию в лице Иисуса Христа. На языке Писания познать чью-то славу означает осознать роль и значимость кого-то в жизни. Своей жизнью, смертью и воскресением Христос примирил человека с Богом и победил смерть, которая была результатом этого разделения. В контексте духовной жизни эта победа значила больше, чем любые внешние победы, смысл которых сводился к проявлению силы. Бог побеждает не на поле брани, но в сердце. Именно поэтому тот, кто принял Его внутренне, не унывает в тяжёлых обстоятельствах. Христиане притесняемы, но не стеснены. Т.е. их жизнь бывает трудной, но никогда не бывает беспросветной. Объясняется это тем, что ученики изначально умерли для падшего мира, чтобы жить со Христом. Они носят Его мертвенность в себе, чтобы и жизнь Его открывалась в них.
Очевидно, что полнота жизни, о которой пишет апостол, наступит для учеников после воскресения мёртвых. Однако уже здесь, тот, кто верен Христу, ощущает настолько явное присутствие Божие в своей жизни, что оно помогает ему всё преодолеть.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер