2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел объясняет коринфянам, почему Бог, сотворивший мир, не решает сразу всех их проблем, и они продолжают испытывать трудности, причем иногда даже большие, чем до обращения.
Прежде чем стать христианами, многие из коринфской общины были язычниками и воспринимали богов, как тех, с кем общаются из выгоды. Конечно, так грубо можно было не формулировать, но суть от этого не менялась. Боги были покровителями, за что их и почитали, строили им храмы и приносили жертвы. Если тот или иной бог не мог никого защитить и не мог ничего обеспечить, в том, чтобы его почитать, не было никакого прока. Иудеи относились к Богу совершенно иначе. Конечно, иногда они перенимали неправильное отношение от других народов, но всё же пророки возвращали их на истинный путь. Например, именно это делал пророк Исаия, когда пленным иудеям, естественно сомневавшимся во всемогуществе Бога, рассказывал о том, что Тот, Кого они почитают, сотворил небо и землю и значит держит их в своих руках. Их бедственное состояние оказывалось результатом их жизни и жизни окружающих их людей. Мир во зле лежит, и Богу нужна не сиюминутная победа, не торжество силы над слабостью, но торжество любви и правды над ненавистью и враждой. Апостол прекрасно знает историю Авраама, Моисея, пророков и праведников Ветхого Завета. Они жили в очень непростых условиях, но не стремились выбраться из них любым путём: не искали богов посильнее, не шли на компромиссы с язычниками. Смыслом их жизни была верность Богу, плодом которой было общение с Ним. Для язычников — это было что-то совершенно непонятное, поэтому апостол обращается к ним с речью, которая очень близка к речи порока Исаии, хотя и учитывала то, чего Исаия никак учитывать не мог. Для Иудеев проблемы народа должны были закончится именно тогда, когда наступит время Мессии. Но Павел пишет в то время, когда Мессия уже пришёл, а проблемы остались. Для иудеев это во все века было поводом для того, чтобы сомневаться в мессианстве Иисуса, ведь после Его прихода внешним образом ни мир, ни правда, не восторжествовали.
Но что же произошло? Апостол говорит, что Бог озарил наши сердца, чтобы мы познали славу Божию в лице Иисуса Христа. На языке Писания познать чью-то славу означает осознать роль и значимость кого-то в жизни. Своей жизнью, смертью и воскресением Христос примирил человека с Богом и победил смерть, которая была результатом этого разделения. В контексте духовной жизни эта победа значила больше, чем любые внешние победы, смысл которых сводился к проявлению силы. Бог побеждает не на поле брани, но в сердце. Именно поэтому тот, кто принял Его внутренне, не унывает в тяжёлых обстоятельствах. Христиане притесняемы, но не стеснены. Т.е. их жизнь бывает трудной, но никогда не бывает беспросветной. Объясняется это тем, что ученики изначально умерли для падшего мира, чтобы жить со Христом. Они носят Его мертвенность в себе, чтобы и жизнь Его открывалась в них.
Очевидно, что полнота жизни, о которой пишет апостол, наступит для учеников после воскресения мёртвых. Однако уже здесь, тот, кто верен Христу, ощущает настолько явное присутствие Божие в своей жизни, что оно помогает ему всё преодолеть.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.