Кол., 258 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из базовых истин христианства заключается в том, что вера во Христа и вступление в Церковь сопровождаются не только внешними изменениями жизни человека, но в первую очередь грандиозными переменами в его душе. Старые привычки, недостатки, пороки, греховные наклонности должны исчезнуть, а их место занять определённые добродетели. Сегодня апостол Павел даже приводит список тех качеств, которые приобретает человек, посвятивший свою жизнь Христу. Он должен быть милосерден; благостен, то есть великодушен; смиренномудр, то есть ему должно быть чуждо высокомерие и превозношение над окружающими; должен быть кротким, то есть уметь владеть собой; должен быть терпелив в отношениях с собратьями, снисходителен и дружелюбен.
Качества христианина, которые предлагает нам апостол Павел, взяты им не из головы. Это описание отображает его собственный опыт душевной и духовной жизни, а также опыт преображения жизни многих христиан древней Церкви. Однако для нас нередко эти изменения являются чем-то из области немыслимого. Вглядываясь в свою душу, мы печально вздыхаем и нехотя признаёмся, что всё это для нас — словно недостижимый иконографический идеал, к которому мы стремимся, но по какой-то причине не можем достигнуть даже в малой степени. Вроде стараешься, а не то, что приобрести хотя бы одну из названных добродетелей не можешь, не в силах побороть даже маленькую страстишку. Эта борьба порой напоминает сражение со Змеем-Горынычем: срубил одну голову, а на её месте вырастают две других и так по кругу.
Сегодня хотелось бы поразмыслить над тем, а зачем мы вообще стремимся к совершенству? Зачем в принципе стараемся быть лучше? Какова цель этого движения? Может, причина нашего бессилия что-то в себе изменить кроется в неверном ответе на эти вопросы? Нередко можно услышать такой ответ: чтобы в моей душе обитал Бог, чтобы на сердце в конечном счете был мир и покой. То есть чтобы мне было хорошо. Вроде бы ответ правильный. Ведь и сам Христос говорит в Евангелии: «будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш небесный». Однако мы нередко понимаем это совершенство как совершенство для самих себя. Так понимали свою борьбу со страстями, например, стоики, идеалом которых была прекрасная мраморная статуя. С одной стороны, безупречная, с другой, холодная и отстранённая. Эту же цель преследуют некоторые современные психологи и коучеры личностного роста — избавить человека от внутренних проблем, чтобы ему было внутри комфортно и уютно.
Апостол Павел же говорит о другом. Если приглядимся к тексту, то увидим, что все качества, которые он перечисляет, — касаются напрямую отношений между людьми. Мы стремимся стать лучше не столько ради собственного внутреннего благополучия, сколько для того, чтобы свидетельствовать тем, кто вокруг меня, истину Евангелия, силу и славу Небесного Царства. Как говорит Спаситель: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Моё стремление к добродетели в основе должно иметь одну цель — быть соработником Бога в Его деле спасения людей. Я работаю над страстями и взращиваю добродетели, чтобы быть максимально эффективным в исполнении Его воли в этом мире. А воля Его в конечном счете заключается в том, чтобы, как говорит апостол в другом месте, «все люди спаслись и достигли познания истины». И здесь важный момент. Лишь Господь один знает, какие для этой цели мне необходимо добродетели приобрести, а какие недостатки убрать. Апостол Павел несколько раз просил Богу убрать свой недостаток, «жало в плоть», как он сам его называл. Но каждый раз Господь оставлял его, не выполнял просимого. Видимо, считал, что именно так апостол будет исполнять свою миссию наилучшим образом.
Так и мы, когда принимаем решение идти за Христом, становиться лучше, должны в первую очередь осознать, для чего мы это делаем. Путь христианина — это не путь бесконечного самоанализа, въедливого самокопания с целью сделать свою душу и тело как можно более стерильными, чтобы не было к нему никаких претензий со стороны Творца. В первую очередь — это путь жертвенного и самозабвенного служения Богу и людям. Служения в том звании и состоянии, в котором ты призван. А потому не будем забывать согласовывать свою идеальную версию себя, которая живёт в наших головах, с тем образом, который живёт в замысле о нас Творца. Постараемся постоянно, в каждой ситуации спрашивать Его, что Он хочет от меня сейчас, как я могу быть максимально полезен Ему и своим ближним в этой ситуации. И будем уверены, если в этих своих молитвах мы будем внимательны и усердны, Он Сам в нужное время уберёт недостатки, которые неподъёмными булыжниками лежат на нашем сердце, чтобы восполнить эти пустоты необходимыми нам добродетелями и Своей благодатью.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.