
2 Сол., 274 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, — это ответ апостола Павла на письмо, полученное от христиан города Салоники. Видимо, в своём послании они жаловались ему на те испытания, которые выпали на их долю. Возможно, те восторги и эйфория, которые они испытали, обратившись в христианство, уступили место будничной рутине. Они начали лучше видеть свои немощи, их стали одолевать сомнения по поводу правильности их выбора, верным ли путём они идут, смогут ли перенести все испытания и лишения, связанные со служением Христу.
Своим письмом Павел пытается поддержать их. Он указывает верующим на те добродетели, которые они приобрели за время своей церковной жизни. Благодаря испытаниям их вера во Христа укрепилась и с каждым днём становилась всё сильней, постепенно превращаясь не просто в согласие с вероучительными истинами, а в живое доверие Богу. Их любовь умножилась. Если раньше они служили своим собратьям из чувства долга, то теперь начали находить в подобном бескорыстном служении величайшую радость. Наконец, их терпение возрастало. Они научились не просто пассивно, стиснув зубы, переносить невзгоды, а делали это с мужеством, ощущая себя хозяевами ситуации. Возможно, христиане города Салоник и не обладали всеми этими качествами в той мере, в какой апостол их описывает. Но очевидно, что его слова вдохновили их, избавили от жалости к себе, побудили продолжать идти тем нелёгким путём, на который они встали, приняв крещение.
Братская поддержка играет важную роль в духовной жизни. Нередко мы не решаемся просить о помощи, когда нам тяжело. Стесняемся открывать близким свои немощи. Нам кажется, что окружающие воспримут это как проявление нашей слабости. Или же мы не хотим казаться навязчивыми. А потому говорим самим себе: «вот, буду я ещё душу изливать. У людей свои проблемы. Им не до меня». Нам кажется, что так мы поступаем мужественно. Дескать, сам разберусь. Вероятно, в некоторых случаях, это действительно так. Но есть здесь и обратная сторона. Нередко так хитро и коварно действует наш эгоизм. Именно он заставляет нас обособиться, изолировать себя от окружающих, прикрываясь благородными мотивами. Ведь тот человек, который привык поддерживать близких, воодушевлять их словом и делом, прекрасно знает, как в эти моменты через него может действовать Бог. А потому и сам никогда не будет пренебрегать подобной помощью, если окажется в затруднительном положении. Нередко открыться с просьбой другому — означает открыться не человеку, а Богу, который через людей входит в нашу жизнь. И порой для такой искренности необходимо гораздо больше твёрдости духа, чем для того, чтобы перетерпеть тягости пути в одиночку, стиснув зубы. Не будем забывать об этом. Научимся доверять Господу, Который нередко желает подать нам свою помощь через близких, чтобы и наши собственные руки стали руками Самого Христа протянутые к тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема